Дизорфография –нарушение орфографического навыка письма. Детям с дизорфографией трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, и часто, хорошо выучив правило, ученик затрудняется применить его при письме.
Обучение орфографии – сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы грамотно писать, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:
- Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется “орфографическая зоркость”. Чтобы найти орфограмму («опасное место» в слове), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: “Безударная гласная в корне слова”. Ребенок должен научиться слышать и определять безударную гласную в слове.
- Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, “Правописание безударных окончаний существительных”. Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
- Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритм: «Чтобы проверить безударную гласную, нужно: подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
- записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.»
- Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.
Для развития умения видеть орфограммы можно использовать следующие упражнения:
- Комментирование – Особенно важно научить ребенка комментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.
- В обучении грамотному письму детям очень помогают опорные схемы.
- Выделение орфограмм зеленым цветом. Данный приём помогает писать детям без ошибок. Зелёной пастой выделяются такие орфограммы:
- большая буква в начале предложения, в именах собственных;
- безударные гласные, парные согласные;
- знаки препинания в конце предложения;
- сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн и т.д.;;
- разделительные Ъ, Ь; Ь – показатель мягкости;
- удвоенные согласные и т.д..
- Орфографическое проговаривание. Помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того, выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова. Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» – это значит проговорить его орфографически.
- Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Ребенок на длительный период получают разрешение заменять букву черточкой, если не знает, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
- Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
- Пропуски делаются только там, где ребенок сомневается в букве.
- Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ребенок не просто фиксирует, а объясняет правописание.
Большая эффективность достигается при использовании следующего алгоритма:
– проговариваю;
– определяю орфограмму;
– вспоминаю правило;
– применяю его;
– пишу;
– проверяю.
Комментирование бывает двух видов
а) Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу…).
б) Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение
(рассуждение с « потому что»: пишу …, потому что …).
- Поиск орфограмм в «чистом» тексте.
8. В работе по развитию «орфографической зоркости» можно использовать разные игры, примеры некоторых из них:
а) «Третий лишний».
Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.
б) «Назови ошибку».
Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.
в) «Что? Где? Как?» (с сигнальными карточками с символами орфограмм).
д) «Орфографический мячик».
Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее количество анализаторов, что делает её эффективной и является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами. Вы бросаете мячик, произнося слово как обычно (орфоэпически), а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически (т.е., как пишется), чётко артикулируя. Перед игрой даётся установка на запоминание. Затем ребенок записывает слова в столбик, воспроизводя их по памяти. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.
е) «Огоньки».
Вы записываете предложение. Ребенок «зажигает» огоньки под изученными орфограммами, т.е. «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета.
ж) «На внимательность».
Ребенок находит слова в тексте на изученную орфограмму. Например:
– Отыщи слова с безударными гласными (или с парными согласными) в корне слова.
13. Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с организацией самопроверки.
Задания для коррекции дизорфографии смотрите в разделе меню 3-4класс