Дизорфография –нарушение орфографического навыка письма. Детям с дизорфографией трудно увидеть “опасное место” в слове, сложно подобрать проверочное слово, и часто, хорошо выучив правило, ученик затрудняется  применить его при письме.

Обучение орфографии – сложный и длительный процесс. Одни дети легко усваивают правила орфографии и применяют их на практике. Другие, несмотря на знание правил, допускают множество ошибок. Чтобы грамотно писать, знания правила недостаточно. Необходимо уметь выполнить ряд последовательных действий:

  1. Найти орфограмму в слове и определить её тип – это умение называется “орфографическая зоркость”. Чтобы найти орфограмму («опасное место» в слове), надо знать её отличительные признаки. Чаще всего эти признаки перечислены в самом названии орфограммы: “Безударная гласная в корне слова”. Ребенок должен научиться слышать и определять безударную гласную в слове.
  2. Выделить часть слова, в которой находится орфограмма. Например, “Правописание безударных окончаний существительных”. Ребенку необходимо правильно выделить окончание в слове.
  3. Применить необходимое правило. Для этого нужно понять алгоритм (жесткий порядок действий), который поможет выбрать верное написание слова. Правила уже содержат алгоритм: «Чтобы проверить безударную гласную, нужно: подобрать проверочное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной;
  4. записать в слове ту букву, которую услышали под ударением.»
  5. Сверить проверочное и проверяемое слово; убедиться, что и в сильной и в слабой позиции записана одинаковая буква.

Для развития умения видеть орфограммы можно использовать следующие упражнения:

  1. Комментирование – Особенно важно научить ребенка комментировать свое письмо при выполнении упражнений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил.
  2. В обучении грамотному письму детям очень помогают опорные схемы.
  3. Выделение орфограмм зеленым цветом. Данный приём помогает писать детям без ошибок.      Зелёной пастой выделяются такие орфограммы:
    • большая буква в начале предложения, в именах собственных;
    • безударные гласные, парные согласные;
    • знаки препинания в конце предложения;
    • сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн и т.д.;;
    • разделительные Ъ, Ь; Ь – показатель мягкости;
    • удвоенные согласные и т.д..
  4. Орфографическое проговаривание. Помогает детям писать без пропусков и искажений и, кроме того,  выступает в качестве контрольной операции при повторном прочтении уже написанного слова.  Особенно эффективно послоговое проговаривание при проверке списывания, если оно сопровождается подчёркиванием каждого прочитанного слога дужкой. Прочитать слово «как написано» – это значит проговорить его орфографически.  
  • Письмо с пропусками орфограмм или письмо «с дырками». Ребенок на длительный период получают разрешение заменять букву черточкой, если не знает, какую писать. Письмо «с дырками» может быть двух видов:
    • Пропуски делаются везде, где есть орфограммы.
    • Пропуски делаются только там, где ребенок сомневается в букве.
  • Комментированное письмо с указанием орфограмм. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ребенок не просто фиксирует, а объясняет правописание.

Большая эффективность достигается при использовании следующего алгоритма:

      – проговариваю;
      – определяю орфограмму;
      – вспоминаю правило;
      – применяю его;
      – пишу;
      – проверяю.

Комментирование бывает двух видов 

     а) Подробное, с ответом в конце (рассуждение с «поэтому»: …, поэтому пишу…).

б)  Свёрнутое, с кратким доказательством: называются нужные буквы, и объясняется решение

     (рассуждение с « потому что»: пишу …, потому что …).

  • Поиск орфограмм в «чистом» тексте.

8. В работе   по развитию «орфографической зоркости» можно использовать разные игры, примеры некоторых из них:

     а) «Третий лишний».

         Вычеркни лишние слова: смешить, смешать, смешной; лес, лестница, лесной.

     б) «Назови ошибку».

         Подчеркни слова, обозначающие предметы: кукла, дом, море, вышла, ученик; парта, железный, моряк, побежать.

     в) «Что? Где? Как?» (с сигнальными карточками с символами орфограмм).

    д) «Орфографический мячик».

         Эта игра позволяет включить в скучный процесс запоминания словарных слов наибольшее   количество анализаторов, что делает её эффективной и   является алгоритмом заучивания слов с непроверяемыми орфограммами. Вы  бросаете мячик, произнося слово как обычно (орфоэпически), а ребёнок, отбрасывая мяч, произносит слово орфографически (т.е., как пишется), чётко артикулируя. Перед игрой даётся установка на запоминание. Затем ребенок  записывает слова в столбик, воспроизводя их по памяти. При проверке слова проговариваются, орфограммы выделяются зелёным цветом.

      е) «Огоньки».

Вы записываете предложение. Ребенок «зажигает» огоньки под изученными орфограммами, т.е.  «зажигает» в тетради огоньки карандашом красного цвета.  

     ж) «На внимательность».

          Ребенок находит слова в тексте на изученную орфограмму. Например:

          – Отыщи слова с безударными гласными (или с парными согласными) в корне слова.

     13. Еще одним продуктивным приемом формирования самоконтроля являются диктанты. При  проведении диктанта возможно непосредственное обучение детей самоконтролю, связанное с   организацией самопроверки.

Задания для коррекции дизорфографии смотрите в разделе меню 3-4класс

Надпись: Если у вашего ребенка возникли трудности, обязательно обратитесь к логопеду!
Тел.для связи 89530448574