Если ребенок пишет с ошибками…

Как помочь ребенку стать грамотным

Когда малыш плохо выговаривает слова, все понимают,- требуется помощь логопеда. А если школьник допускает много ошибок? – требуется… что? Суровое наказание за отсутствие старания? Или “нужно просто лучше учить”, как считают некоторые родители? Иногда “лучше учить”, а иногда и подлечить у невролога. Но ни в коем случае не наказывать.

Очень часто, в таких случаях, учителя советуют проконсультироваться у логопеда.

Письменная речь отражает развитие устной речи!

Необходимо пояснить: речь бывает устная и письменная. Логопед детского сада развивает устную речь, школьный логопед помогает ребенку справиться с ошибками в письменной речи, а ещё лучше – предотвратить их появление вообще. Именно поэтому, школьный логопед проводит диагностику речевого развития первоклассников в начале их школьной жизни – в сентябре. Некоторым детям логопед предлагает позаниматься. Не отказывайтесь!

Если в конце первого или в начале второго класса у школьника в тетради появляется много ошибок, то тут именно логопед поможет разобраться в их причине.

В некоторых случаях логопед говорит о дисграфии, что означает расстройство письменной речи.

Диагностика дисграфии.

 Что может подсказать, что у ребёнка дисграфия? Скорее всего, вы обратите внимание на странные, на первый взгляд, ошибки, не связаные с нарушением орфографических правил. Ошибки бывают в совершенно невинных словах, написание которых не допускает двусмысленности. Вместо “дым” пишет “дын” или “тым”, вместо “для” пишет “дял”, вместо “кот” — “кто”, вместо “пришёл” — “присёл”, “белка” превращается в “блка” и так далее. Ребёнок может не дописывать слова, вставлять лишние буквы или пропускать их. Один второклассник написал под диктовку: “Метвет спит вперлоке”. Ему продиктовали фразу: “Медведь спит в берлоге”. На вопрос, как мы пишем предлоги, он ответил правильно — “отдельно”. Правило знает, а применить его не может. Путает звонкие и глухие согласные, и это не единичные ошибки. И этот мальчик совсем не глупый, а очень сообразительный. Ему просто тяжело писать. Помочь смогут только специальные упражнения и уверенность в себе. Часто у детей с дисграфией плохой почерк — мелкий или крупный, неразборчивый. Ребёнку трудно соблюдать строку, слова заезжают на поля, друг на друга, сползают со строки. Также дети с дисграфией могут не дописывать окончания, писать зеркально, переворачивая буквы, могут не дописать отдельные элементы буквы или добавить лишние. 

Когда ребёнок только учится писать, у него ещё могут быть такие странные ошибки в самом начале обучения, но они быстро сходят на нет. А дисграфик очень медленно осваивает грамотное письмо. Создаётся ощущение, что ему некомфортно писать, он не любит это делать. И это действительно так. Часто школьнику кажется страшным сам объём того, что надо выучить, прочитать, написать. А когда за неудачи ещё и ругают, то руки совсем опускаются. 

 Обычно выделяют пять видов дисграфии 

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии.

 Ребёнок пишет так, как он слышит. Если к началу школьного обучения не поставлены звуки — могут возникнуть проблемы с письмом. Например, ребёнок заменяет в устной речи “р” на “л”, “ж” на “з”. И пишет вместо “робот” — “лобот”; вместо “ёжик” — “ёзык”. Или, если звук совсем отсутствует в речи, может и совсем пропускать. Например, написать “стойка” вместо “стройка”. 

2. Акустическая форма дисграфии.

 Ребёнок может произносить все звуки чисто, но при этом заменяет буквы, обозначающие фонетически схожие звуки. На письме чаще всего смешиваются пары букв д-т, б-п, ж-ш, в-ф, г-к или с-ш, з-ж, ч-щ, ч-ть, ц-т, ц-с.

 3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

 При этой форме дисграфии дети пропускают буквы и слоги, переставляют их, не дописывают слова, слитно пишут предлоги или раздельно приставки. Иногда можно встретить такое нарушение, как соединение слогов из разных слов. Например, “оселички” — осенние листочки. 

4. Аграмматическая дисграфия.

 Как можно понять из названия, связана с недоразвитием грамматического строя речи. Правил грамматики для такого ребёнка не существует. Нарушено согласование существительных и прилагательных, существительных и глаголов (“Даша играл”, “голубая небо”). 

5. Оптическая дисграфия.

 Элементы, из которых состоят буквы, немногочисленны: в основном это палочки, овалы, крючочки… Но они по-разному комбинируются, образуя различные буквы. Ребёнку, у которого недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления, зрительный анализ и синтез, трудно уловить различия между буквами. То лишнюю палочку к т припишет, то у щ не допишет крючок. Если ребёнок не улавливает различий между буквами, то это непременно приведёт к трудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме. 

Коррекция дисграфии – непростой и небыстрый процесс. Здесь очень важно запастись терпением. Главный помощник в этом – логопед, обязательно консультируйтесь и выполняйте все его рекомендации.

 Дисграфию лучше предупреждать в раннем возрасте, не дожидаясь, когда во втором или третьем классе вдруг возникнут проблемы с русским языком. Следует внимательно наблюдать за ребёнком и процессом овладения им письменной речью, если:

  • ребёнок посещал логопедический детский сад;
  • в 2–3 года отмечалась задержка речевого развития;
  • у ребёнка имеется снижение слуха;
  • у ребёнка есть проблемы с памятью и вниманием;
  • ребёнок левша или переученный левша;
  • у ребёнка были травмы головы;
  • к семи годам не исправлены нарушения звукопроизношения.

Коррекцией любого вида дисграфии должен заниматься специалист. Но и родители могут стать замечательными помощниками для своего ребенка. Существует немало пособий, которые помогут справиться с проблемой. Самое важное в работе по преодолению дисграфии – терпение и систематические занятия!

Карточки и задания для коррекции дисграфии вы найдете в главной строке меню в разделе 2 класс

Замечательно зарекомендовали себя пособия Е.В. Мазановой, Ю.П.Волконской, Н.И.Орловой, В.А. Крутецкой.

фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Упражнения по формированию кинетической основы двигательного акта письма

  1. «Блины». Положить кисти рук на стол ладонями вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола.
  2. «Кошечка». Положить кисти рук на стол ладонями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновременно в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.
  3. «Шалтай – Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую ладонью вниз. Одновременно поменять положение кистей рук.
  4. «Кошка – мышка». Положить на стол раскрытую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.
  5. «Пальчики – драгуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.
  6. «Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет , пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

Для подготовки статьи использовались материалы: https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9pay1wdHoucnUvcGh5c2ljcy9uYXVjaGl0LXBpc2F0LWRpa3RhbnR5LWJlei1vc2hpYm9rLXVjaGltLXJlYmVua2EtcGlzYXQtbHl1YnllLWRpa3RhbnR5Lmh0bWw%3D

https://text.ru/rd/aHR0cHM6Ly9nYW1lYXNwaGFsdC5ydS9yZWJlbm9rLW1lbnlhZXQtc2xvZ2ktbWVzdGFtaS1uYXJ1c2hlbmllLWNodGVuaXlhLWRpc2xla3NpeWEta2FrLXBvbW9jaC8%3D

12 Comments

  1. Благодарю за ценную информацию. Всё ясно и понятно. Буду применять в работе.

  2. Подскажите, пожалуйста, в каком возрасте у ребёнка можно выявить дисграфию?

    1. Обычно, дисграфию определяют в конце первого, начале второго года обучения. При овладении письменной речью в работе первоклассников часто бывают ошибки, которые можно рассматривать как временные, или эволюционную дисграфию. Но если ошибки одного типа часто повторяются, то можно предположить наличие дисграфии.

Leave a Reply