Школьная система построена на оценивании знаний детей, и, хотя многие учителя стремятся использовать шкалу самооценки ребенком своей деятельности на уроке, тем не менее ученики 1-2 (-3) классов часто связывают оценку учителя непосредственно как оценку личностных качеств. Как родители могут помочь ребенку принимать оценку адекватно?
– Не забывать повторять, что в школе все дети учатся, и каждый может ошибиться. Можно сказать, что если ученик не ошибается, то значит, все знает. Зачем ему тогда ходить в школу?
– Вместе просматривайте работы, которые уже оценил учитель. Отыскивайте в них сильные и слабые стороны. Фокусируйте внимание на том, что получилось хорошо. Подбадривайте ребенка, говоря, что когда он сосредоточен, внимателен, то у него работа получается лучше. Устные ответы проанализировать сложнее, но можно попросить рассказать, на какой вопрос не смог ответить, сбился с мысли и т.д. Если это делать в системе, то подобный самоанализ даст неплохие результаты.
– Если ошибки в работах часты, то стоит обратиться за консультацией к специалисту (школьному логопеду, психологу или дефектологу) Может ошибки возникают в связи со специфическими нарушениями, которые может помочь преодолеть только специалист.
– В первом и даже во втором классе можно и нужно играть «в школу», чтобы ребенок мог учить и оценивать своих «учеников». Ими могут быть и родители, и братья, и сестры малыша. В этой игре двойная польза – ребенок поймет, что он, как учитель, оценивает не личность, а знания. Кроме того, если он объясняет материал, правило – он лучше его закрепляет, понимает и снимает страх перед публичными выступлениями. – И, самое важное: ребенок, который понимает, что любим в семье (без избалованности, но с осознанием собственной значимости), имеет достаточно адекватную самооценку, помогающую пережить плохую оценку