О том, как подготовить руку к письму, надо задуматься задолго до поступления ребёнка в школу. Чем лучше развита мелкая моторика , тем проще малышу будет овладеть навыком письма. Иначе последствия могут быть печальны: первоклашка станет сильно уставать, не успевать выполнять задания учителя, а видя успехи одноклассников и свои неудачи, и вовсе расстраиваться. Поэтому подготовка нужна непременно. Но при этом важно учесть одно обстоятельство: готовить руку к письму и учить писать – не одно и то же. Писать ребёнок научится в школе, поэтому не заставляйте своего дошкольника корпеть над прописями, а тренируйте мышцы руки. Есть намного более интересные и полезные занятия, которые помогут ручкам стать сильными, ловкими и умелыми.
С самого раннего детства необходимо развивать ручки малыша. Всем с детства запомнились потешки “Сорока-белобока”, которая кашку варила, “Ладушки”, когда мама или бабушка, приговаривая забавные стишки, масировали крохе ладошку, загибали пальчики. Не забывайте делать массаж кистей рук своим детям и сейчас, (особенно тем детям, которые осваивают письмо в первом классе) Массаж поможет снять напряжение с мышц руки, поможет выработать более плавный и красивый почерк.
Чем же заниматься с детьми, чтобы это приносило пользу и готовило руки к письму и при этом доставляло дошкольникам и нам с вами удовольствие, а не становилось скучной рутиной? Выбор огромный:
Делать пальчиковую гимнастику.
От крупных, широких жестов и движений постепенно переходите к более мелким, точным, требующим участия всех пальчиков.
Рисовать и раскрашивать. Обращайте внимание на аккуратность, особенно при раскрашивании. Ребёнок должен стараться не выходить за контуры и не оставлять белых, непрокрашенных мест. Следите за тем, чтобы раскраски соответствовали возрасту. Чем старше ребёнок, тем мельче должны быть детали.
Вырезать из бумаги. Уже в два-три года малыш вполне может специальными ножницами с закруглёнными концами под вашим контролем делать простейшие разрезы. Давайте детям старые журналы с яркими фотографиями или иллюстрациями. Пусть крохи вырезают людей, животных, машины, деревья. Это не только надолго увлечёт их, но и принесёт большую пользу. Со временем усложняйте задания, просите вырезать мелкие предметы с большим количеством деталей. Вырезанные картинки потом можно наклеивать на листы бумаги, составляя коллажи, комиксы о событиях в жизни ребёнка. Точные и аккуратные движения, которые необходимо делать при работе с клеем, тоже тренируют руки.
Лепить из пластилина, теста, глины. Старайтесь, чтобы выполняемые элементы были всё мельче и разнообразнее, а фигурки вылеплены подробно и детально (с носами, ушами, волосами, шерстью, если это люди или животные, листиками и цветочками, если это растения, и т.д.).
Нанизывать. Сейчас выпускают множество деревянных и пластиковых фигурок-бусин, которые можно собирать на верёвочки. Часто эти шнурки заканчиваются твёрдыми длинными наконечниками. Они очень удобны для малышей. Но если ребёнок уже научился легко нанизывать, то лучше заменить такие специальные верёвочки обычными шнурками. Это усложнит задачу и заставит ребёнка делать более точные и мелкие движения.
Если же специальных бус нет, то можно воспользоваться толстыми макаронами с большими отверстиями и обычными обувными шнурками. Их кроха будет нанизывать с не меньшим удовольствием. Помогают развивать точность движений, а, значит, и мелкую моторику и развлечения типа «Сделай ёжика» (сухие макароны вставляются в отверстия перевёрнутого дуршлага).
Шнуровать. Простейшие шнуровки можно купить или легко и просто смастерить самим при помощи плотного картона и дырокола. Чтобы малышу было интереснее, сделайте их в виде бабочки, машинки или цветка. Шнуруйте во всех направлениях.
Собирать мозаики с множеством мелких деталей.
Штриховать в разных направлениях: горизонтально, вертикально, по диагонали. Нарисуйте или распечатайте любые контуры: яблоко, грузовик, слона. И пусть малыш штрихует. Просите ребёнка проводить линии то сверху вниз, то снизу вверх, то справа налево, то слева направо. Следите, чтобы он не сбивался и выполнял работу именно в заданном направлении, сохраняя наклон линий и параллельность, не проводя их слишком часто или редко.
Пришивать пуговицы. Это задание подойдёт для детей постарше, тех, кто уже освоил всё вышеперечисленное. Для начала подойдут крупные пуговицы, толстые нитки и большие иглы. Так же отлично готовят руку к письму вышивание и другие виды рукоделия.
Выполнять любую другую работу, требующую точных и мелких движений руки: перебирать крупы, сортировать винтики, болтики, гайки, шайбы, пуговицы, бусины и т.д.
Все эти несложные упражнения постепенно, изо дня в день незаметно для ребёнка развивают мелкую мускулатуру руки, а именно её достаточное развитие и необходимо для того, чтобы ребёнок в школе проще, быстрее и успешнее освоил письмо.
Как правильно держать ручку и карандаш
Важно научить ребёнка правильно держать ручку и карандаш. Проще сделать это, когда малыш только начинает проявлять интерес к рисованию. Чем раньше он привыкнет, тем проще будет ему потом, когда дело дойдёт до письма.
Существует множество способов научить ребёнка правильно держать ручку. Например, такие:
1 способ:
Дать малышу кусочек бумаги и попросить его прижать этот кусочек к ладони двумя пальцами (безымянным и мизинцем), оставшимися пальцами он должен будет держать ручку или карандаш.
2 способ:
Покажите ребёнку, как нужно держать ручку: не щепотью, а положив её на средний палец и придерживая большим и указательным. При этом указательный палец может свободно двигаться, ручка от этого не упадёт. Ей хватает опоры на два оставшихся пальца. Можно даже поиграть в игру «Птичка». Объясните малышу, что указательный пальчик – это птичка, которая клюёт зёрнышки, и постучите пальцем по ручке: тук-тук-тук. Если впоследствии малыш будет забывать о том, как правильно держать ручку или карандаш, просто спросите его: «А где птичка?». И ребёнок тут же вспомнит и игру, и то, как правильно держать письменные принадлежности.
Графические диктанты
Очень полезны для дошколят графические диктанты. Интересные задания развивают у детей внимательность и умение различать направления: вправо-влево, вниз-вверх. но и готовят руку к письму. А детям такие задания, как правило, очень нравятся. Для них это не уроки, а увлекательная игра с призом в качестве забавной фигурки в конце, если всё сделано верно. Обратите внимание на то, что большинство графических диктантов начинаются и заканчиваются в одной точке, т.е. фигурки получаются с замкнутым контуром.
Для выполнения даже самых трудных графических диктантов редко требуется больше 10 – 15 минут. Уж их-то наверняка смогут выкроить в своих плотных рабочих графиках даже самые занятые родители. А польза будет огромной.
Как проводить графические диктанты:
Весь диктант заключается в рисовании коротеньких линий на обычном тетрадном листе в клеточку. Малыш учится ровно рисовать линию, писать под диктовку взрослого и немножко считать. Взрослый говорит: проведи линию вправо на 2 клеточки, теперь вверх на 1 клетку и вниз на 5 и т.д.
После окончания диктанта на тетрадном листочке появляется фигурка. Это может быть птичка, домик, елка, песик или другое животное. Фигурка “появится” только, если диктант был выполнен правильно, если ребенок нигде не ошибся.
Посадите детей за столы, вручите им карандаши (так легче исправить ошибку в диктанте), листочки в клеточку (можно использовать тетради с крупной клеткой) и ластик.
Затем следует объяснить деткам как будет проводиться диктант. Сначала проговариваем с детьми что мы будем делать:
Сейчас мы с вами будем рисовать интересные фигурки. Какие, я вам не скажу. Это вы увидите, если правильно выполните работу, будете внимательно меня слушать и не путать направление “право-лево”.
Я буду вам диктовать на сколько клеточек нужно провести линии и в каком направлении. Вы будете проводить эти линии по клеточкам, не отрывая карандаш от бумаги, а потом мы вместе посмотрим, что получилось.
Старайтесь, чтобы линии были у вас ровные и красивые, тогда рисунок получится замечательный.
В первый раз можно попробовать рисовать на доске вместе с детьми, чтобы они видели как им нужно работать, а второй и последующие диктанты маленькие ученики смогут выполнять уже без вашей подсказки.
С малышами перед диктантом нелишне будет повторить где правая и левая рука, как рисовать линию вправо и влево.
После выполнения диктанта обязательно похвалите детей, исправьте вместе ошибки, если они есть. Если дошкольнику понравятся такие упражнения, можно попросить их придумать и самим нарисовать по клеточкам фигурки, а потом вместе составить интересный графический диктант.
Варианты графических диктантов по клеточкам
Диктант «Слон»
Поставьте в верхнем левом углу точку. Это будет начало нашей картинки. Начиная от точки, проведи линии по клеточкам:
4 клетки вправо, 1 вниз, 5 вправо, 8 вниз, 3 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 3 влево, 4 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 6 вверх.
Диктант «Золотой ключик»
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.
Надеюсь вашим деткам понравится выполнять графические диктанты по клеточкам.
Готов ли ребенок к школе?
Как определить, готов ли ребёнок к письму? Для этого педагогами составлено немало тестов.
Можно предложить ребёнку выполнить такие задания:
Покажите дошкольнику нарисованный круг диаметром 3 – 3,5 см. Попросите его нарисовать точно такой же. При оценке выполнения задания учитывайте следующее:
Ребёнок должен нарисовать фигуру, близкую по размерам к исходной.
Круг должен походить на круг (пусть и не идеально ровный), не на какую-нибудь другую геометрическую фигуру.
Линия должна быть сплошной (непрерывной), плавной, достаточно уверенно проведённой.
Нажим не должен быть слишком слабым.
Движения ребёнка при выполнении задания должны быть свободными и уверенными.
Попросите дошкольника заштриховать любой несложный силуэт (облако, мячик, грушу). Если ребёнок раньше не занимался штриховкой, покажите ему образец. Направление штриховки (горизонтально, вертикально, по диагонали) ребёнок может выбрать сам. При оценке результатов учитывайте:
Ровность и параллельность линий.
Аккуратность выполнения.
Точность движений.
Сохранение примерно одинакового интервала между линиями.
Обратите внимание! Если мелкая мускулатура руки развита недостаточно хорошо, то ребёнок будет переворачивать лист, на котором он работает, ведь сделать это ему будет проще, чем произвольно поменять направление движения руки.
Даже если ваш ребёнок идёт в школу не в этом году, проведите такие тесты, и вы увидите, нужно ли готовить руку малыша более тщательно и целенаправленно. Если да, то используйте способы, предложенные в статье, или придумывайте свои. И всё у вас получится.
Источник: https://materinstvo.ru/art/19661 Materinstvo.ru
Алла Геннадьевна, добрый день!
Подскажите, пожалуйста, суть графических диктантов – не совсем понятно, что необходимо использовать в качестве диктовки.
Ирина, добрый вечер!
Графические диктанты -это рисование по клеточкам, с использованием указателей в задании или произносимыми инструкциями вслух (взрослым человеком или педагогом). Как пример:
Диктант «Золотой ключик»
Поставь точку в серединке листка слева. Начинай рисовать линии от этой точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2верх, 3 вправо, 5вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Диктант «Зайчик»
Отступи 5 клеточек справа и 3 сверху, поставь точку. Будем рисовать от этой точки. Нарисуй 1 клеточку вправо, 3 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 1 влево, 2 вниз, 3 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вниз, 6 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 12 вверх.
Вместе с детьми разберите какие получились фигурки. К каждой фигурке можно придумать небольшие стишки или присказки.
Надеюсь вашим деткам понравится выполнять графические диктанты по клеточкам.
Спасибо большое, обязательно попробуем! Мне кажется, это заинтересует ребенка.
Еще просьба – если можно, опубликуйте, пожалуйста, упражнения/задания для малышей(“младших” дошкольников), которым еще далеко до школы…
Алла Геннадьевна, спасибо за рекомендации! Используем! Ребёнок выполняет с удовольствием!
Спасибо. Будем знать.