Запомни эти слова, они очень часто встречаются в контрольных работах!
Парные согласные
1.Резкий, узкий, редкий, гладкий, робкий.
2. Ловкий, скользкий, гибкий, площадка.
3. Дорожка, ошибка, повязка, замазка.
4. Низкий, заморозки, ошибка, серёжки,
5. Стежки, застёжка, подружка, опушка, обложка.
Непроизносимые согласные
- Поздний, местность, ненастная, радостный, хлестнул.
- Свистнул, хрустнул, доблестный, честный, известный.
- Тростник, звёздный, проездной, ненастный, лестница.
- Яростный, устный, прелестный, крепостной, наездник.
- Здравствуй, чувствовать, явственно, сердце, поездка.
- Совестливый, хвастливый.
Но! Нет непроизносимого согласного!!!
Интересный, ужасный, опасный, прекрасный, чудесный, небесный, напрасный, лесник
Разделительный твёрдый знак
- Подъезд, подъехал, объят, объезд, разъезд.
- Объявление, съел, съёжился, отъявленный.
- Предъюбилейный, разъём, объём.
- Подъём, объяснение, разъярённый
Парные согласные
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг!
Парные согласные – самые опасные!
Парный в слове проверяй –
рядом гласный подставляй!
Задание 1. Прочитай пословицы и поговорки.
- У наших ворот всегда хоровод.
- Был бы покос, да пришёл мороз.
- В мае дождь – будет рожь.
- Книга – твой друг, без неё как без рук.
Спиши. Подчеркни парные звонкие и глухие согласные на конце слова.
__________________________________________________________________
Задание 2. Прочитай, приготовься писать по памяти.
Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он.
Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни парные согласные на конце слов. Устно объясни их написание.
__________________________________________________________________
Задание 3. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочное слово.
Образец: забить гвоз_ь – забить (гвозди) гвоздь.
Получить бага_, выйти на бере_, найти кла_, отправиться в похо_, букет ро_, ветки берё_, автор кни_, запах тра_, проливной дож_ь, вкусный обе_, широкий пру_, российский гер_.
Задание 4. Прочитай. В каждой паре слов выдели проверочное и напиши его перед проверяемым словом.
Молод, молодой; похожий, похож; груб, грубый; ленив, ленивый; выносливый, вынослив; крутой, крут; готов, готовый, хороший, хорош; красив, красивый; терпелив, терпеливый; худ, худой.
Задание 5. Прочитай загадки и отгадай их.
- Голова на ножке, а в голове горошки.
- Не пустили в огород, оттого она и жжёт.
- Подмигнёт тебе украдкой из травы фонарик сладкий.
- Ни ведёрка, ни кисти, ни рук, а побелит все крыши вокруг.
- Сладкое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие детки.
- Детки сели на карниз и растут всё время вниз.
Выпиши слова с парными глухими и звонкими согласными. Рядом напиши проверочное слово.
Задание 6. Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета, однокоренными именами существительными.
Образец: прокладывать пути – прокладка путей.
Плавить металл – … переписывать бумаги – …
Посадить лес – … отправить письма – …
Заготовить сено – … поливать огород – …
Рубить дрова – … доставить мебель – …
Смазать колёса – … погрузить багаж – … .
Какое из однокоренных слов является проверочным?
Задание 7. Приготовься писать по памяти.
Молодой месяц низко висит над лесом.
В мягком воздухе разливается осенний аромат.
Робко засветились на небе первые звёздочки.
Подчеркни согласные, которые нужно проверять.
__________________________________________________________________
- Прочитай. Объясни, как проверить слова с парными согласными. Напиши сначала проверочное слово, а потом – проверяемое.
Аист делает заря_ку –
То вприпры_ку, то вприся_ку.
Осьмино_ надел перча_ки,
А тюлень удрал с площа_ки.
Пеликан ныряет ло_ко:
Вот что значит трениро_ка!
Рак зале_ на самока_,
Все вперё_, а он – наза_.
- Прочитай. Объясни, как проверить слова с парными согласными. Напиши сначала проверочное слово, а потом – проверяемое.
Крепкие (…) ко_ти, острые (…) ло_ти, ухоженные (…) но_ти, (….) ле_кий шар, (….) мя_кий пластилин,
Двухместная (…) ло_ка, весёлая (…) шу_ка, новая (…) тетра_ка, аккуратная (…) запла_ка, (…) сла_кое яблоко, (…) ме_кий стрелок, (…) гла_кий стол, (…) ре_кий лес, (…) кра_кий визит.
Красивая (…) стри_ка, упругая (…) стру_ка, мягкая (…) поду_ка, открытое (…) око_ко, интересна (…) кни_ка, короткая (…) пробе_ка, хорошая (…) подру_ка, старая (…) избу_ка.
Подумай. Выполни задание по образцу.
Подумай | проверь | напиши |
Сте..ки | стежок | стежки |
Берё..ка | ||
Ре..кий | ||
Голу..ка | ||
Мя..кий | ||
Закла..ка | ||
Пры..ки |
Безударные гласные
Помни, что безударная гласная может быть в любой части слова.
Поэтому сначала мысленно разбери слово по составу (найди корень слова) и убедись, что безударная гласная в корне слова.
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать такое родственное (однокоренное) слово или изменить форму слова так, чтобы проверяемая гласная стала ударной.
1. Выпиши слова с орфограммой «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением».
Гриб, грибок, вода, водичка, рука, земля, садовый, речка, трясёт, висит, огурец, стена, окно, полёт, листок, листик
2.Подбери проверочное слово, спиши, вставляя пропущенную безударную гласную. Подчеркни безударную гласную в данном слове в слабой позиции одной линией (неустойчивая позиция – на одной “ножке”), а ударную гласную в проверочном слове – двумя линиями (на двух ножках – устойчивая позиция).
Образец: (Чары) – очаровательный, (единый) – объединить
(…) Оч…ровательный, (…)объед…нить, уд…вительный, пол…скать (бельё), пол…скать (щенка), разв…вать (память), разв…вать (по ветру), зал…зать (раны), зал…зать (на забор), зад…вать, задр…жал, затр…петать, ст…рожил избушку.
3. В каком ряду во всех словах пропущена буква А?
- отр…cль, сокр..щать, р…скошный
- предст…влять, предназн..чение, дек…рация
- пригл…шать, уг…сать, выр…сти
- д..роженька, ф..нтазия, л…боратория
4. Прочитай. Замени словосочетание одним словом, в котором необходимо проверить безударную гласную.
Холодное время года – …
Капельки влаги на траве – …
Ночная птица – …
Домик крота –…
5.Прочитайте предложения. Выпишите те из них, в которых все слова (кроме предлогов) имеют безударную гласную в корне слова.
Желтели, золотились листочки в саду.
Журавли летели через поля, леса, города.
Дрозды поедают рябину, чернику.
Ребята высаживают молодые березки, ясени и ёлочки.
Качает ветвями косматыми седая сосна.
Вечерняя тишина висит над рекой.
6. Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме или по словарю), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы.Снег завалил с_довые д_рожки.Птицы з_мой г_л_дают.Дети устроили для птиц к_рмушки.Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть наст_ящие друзья!
7. Выпиши только те слова, в которых безударную гласную в корне можно проверить.
Звезда, шары, свеча, снегурочка, лисёнок, бельчонок, часы, сова, колокольчик, снежинка, снеговик, грибок, флажок, огоньки, морозец, ковёр, осина, пальто, кроты, пенал, пекарня, варенье, ворона, машина, полевой.
8.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму. Напиши отгадку.
Всю ночь л_тает,
Мышей по_дает,
А станет св_тло,
Л_тит в дупло.
9.К данным словам подобрать однокоренные слова с безударным гласным в корне, являющиеся другой частью речи.
1 уровень.
Корм – … (глагол) (что делать?)
Ночь – … (имя прилагательное) (какая?)
Скрип – … (глагол) (что делают?)
След – … (глагол) (что делает?)
Косит – … (имя существительное) (что?)
Горы – … (имя прилагательное) (какие?)
Шалость – … (глагол) (что делал?)
2 уровень.
Корм – … (глагол)
Ночь – … (имя прилагательное)
Скрип – … (глагол)
След – … (глагол)
Косит – … (имя существительное)
Горы – … (имя прилагательное)
Шалость – … (глагол)
3 уровень.
Корм – …
Ночь – …
Скрип –…
След – …
Косит – …
Горы – …
Шалость – …
10.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Среди кустов з_лёных
У речки сер_бристой
Гуляет ол_нёнок,
Телёночек п_тнистый.
11.Спиши, вставь безударную гласную (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
З_ма сп_шит, хл_почет,
Укутала в сн_га
Все кочки и п_нёчки,
Скамейки и ст_га.
12.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Кр_сивый, з_л_той, х_дили, с_жали, тр_па, з_рно, гн_здо, сп_сает, укр_шает, с_сна, охр_няет, ст_лбы, сн_пы, в_дянистый, п_лянка, к_силка, д_жди, зап_х, г_в_рили, з_нты, цв_ты, п_стух, в_лы, б_бы.
13.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Гр_зовая, л_сты, м_л_тилка, гр_за, г_л_дание, стр_ла, нак_тался, пл_та, д_ска, к_ра, п_стух, погл_дел, п_левой, посм_трел, с_лить, отцв_тает, з_лёный, с_сновый, л_гла, пос_нел, об_щают, нач_нается, сл_вались.
14.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Зам_рзали, посп_шили, ост_валась, пок_зали, в_сёлый, д_машний,_кно, подхв_тил, по_нул, _чной, засл_нила, в_сной, зав_вается, н_бесный, п_стреет, т_нистый, оч_щает, заг_делся, уд_вляться, перен_сла, в_зить, обн_сли, поч_нить.
15.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
Поб_дил, бр_дил, х_дил, зв_зда, с_ва, к_за, _вца, л_вил, схв_тил, прин_сил, пос_дил, нак_сил, осм_трел, т_жёлые, пров_лился, пок_тался, выт_щили, пот_желели, прон_сились, загл_делся, зап_х, д_лина, д_леко.
16.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
П_ро, г_л_ва, ст_кло, ст_на, ож_вил, бл_стели, в_с_ло, д_ждевой, в_терок, к_са, отд_хнул, зац_пился, выкл_вали, заб_лела, прил_скал, сп_шил, пос_дел на лавочке, д_леко, впл_тную, к_сой, сп_ртивные, з_лёная, ул_тел.
17.Вставь пропущенные гласные, аргументируй свой выбор.
К_тает, к_чает, к_пает, гр_бёт, од_вает, резиновые м_чи, б_лты, дв_ровый, х_ровое пение, п_ля, пл_тёт, подм_тает, л_жит, л_зал, сл_зал с дер_ва, л_вил, т_скал, с_мья, л_цо, с_сна, к_ра, д_ревья, в_сит, пос_дел к старости, ск_тина, п_стух, в_реники.
18.Прочитай пословицы. Вставь безударную гласную в корне в глаголах. Устно подбирай слова, в которых б/гл стоит в сильной ударной позиции.
Свет поб_дит тьму, а мир войну.
Если в сердце воина нет мужества, не п_могут ему ни сила его, ни оружие.
Не сп_ши языком, а тор_пись делом.
Книга в счастье укр_шает, а в несчастье ут_шает.
Курить – здоровью вр_дить.
Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто г_в_рит о твоих достоинствах, не всегда твой друг.
Славу легче добыть, чем сохр_нить.
Добрая слава л_жит, а худая б_жит.
***
Найди сам(а) пословицы,в которых в глаголах есть б/гл, проеверяемая ударением.
19.Спиши, вставляя гласную по смыслу.
А)
Папа сл_зал (л_з) с крыши.
Кот сл_зал (л_жет) молоко.
Выл_зал (л_жет) блюдце.
Шарик выл_з (л_з) из будки.
Лекарство зап_вают (п_ть) водой.
Мне подп_вал (п_ть) хор.
В)
Девочка пос_дела (с_дя) на скамье.
Бабушка давно пос_дела (с_денький).
Ваня, сп_ши (п_шет) с доски.
Не сп_ши (сп_шка) домой.
Отвари( затв_р), пожалуйста, дверь.
Отв_ри( в_рка) ,пожалуйста картофель.
20. В пустые окошки вставь б/гл. Расставь предложения по порядку.
Прыгнет с обрыва, остановится и з…вёт сына.
Мать к…рмила его молоком и учила бегать по горам.
М…лыш др…жит от страха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной реки.
Мать лижет ему шёрстку.
21.Спиши, вставь б/гл по смыслу.
Мама простыни стирала
И на речке пол_скала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку пол_скала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу разв_вает,
А на крыше мой флажок
Разв_вает ветерок.
К старости наш дедушка очень пос_дел.
Он в саду на брёвнышко сел и пос_дел.
22.Измени слова (названия птиц) так, чтобы выделенная б/гл в корне стала безударной:
клёст, лебедь, совы, воробушек, чиж, ворон, журавль, скворушка, голубь, соловушка.
23.Вставь пропущенную б/гл в корне. Составь 3 предложения, используя данные слова (окончания в словах можно менять).
Л_тели, л_вил, б_жал, кл_вал, с_ел, кр_чали, к_рмил, стр_котал, л_нял, взл_тал, св_стел, л_вила, уб_гает, п_лзёт.
С_ва, кл_сты, ч_жи, с_л_вей, л_бёдушка, жур_вли, зм_я, _жиха, л_сица.
Непроизносимые согласные
Не все согласные в словах произносятся, некоторые из них исчезают.
Как определить, что в слове нужно писать непроизносимую согласную? Может ли само слово нам как-то подсказать?
Чтобы в этом разобраться, нам важно встретить как можно больше таких слов, понаблюдать за ними и подумать, что в них особенного.
Прочитайте письмо. Его для вас написал солнечный лучик, который пробивается из-за туч в ненастные дни.
«И я хочу познакомиться с вами. Я – грустный лучик солнца. Я появляюсь только в ненастную погоду. Наверное, я родился слишком поздно. Прелестных дней с сиянием чудесных красок я не застал. Так ужасно быть одиноким в плохую погоду. У меня ведь тоже есть сердце, хоть и маленькое»
Прочитайте выделенные слова, так, как мы их произносим обычно. Вслушайтесь внимательно в каждый звук и сравните произношение слова с его написанием. Что происходит с некоторыми согласными? Почему орфограмма названа «непроизносимые согласные»?
Почему всё-таки исчезают отдельные звуки?
Дело в том, что три- четыре согласных звука подряд бывает очень трудно произнести, и мы упрощаем таким образом произношение слов.
Чтобы сделать верный вывод о том, где чаще всего прячутся непроизносимые согласные, познакомимся со словами, записанными в следующем задании
Прочитайте. Назовите и обведите непроизносимый согласный. Подчеркните согласные, которые стоят рядом.
Честный, известный, тростник, звёздный, проездной, лестница, яростный, устный, крепостной, наездник, совестливый, праздник.
Назовите согласные, которые стоят рядом с непроизносимыми.
-сн-, -зн-, -рц-, -сл-. (звукосочетания распределяются на доске по строчкам)
Какую закономерность вы заметили? Если в слове есть звукосочетания -сн-, -зн-, рц-, -сл-, то в слове может быть непроизносимый согласный.
-сТн-, зДн-, -рДц-, -Лнц, -Вств-
Поздний, звёздный и окрестный,
здравствуй, областной и местный,
сердце, солнце и участник,
чувство, лестница и праздник.
Научись слова читать и
запомни как писать.
-сн-
Вкусный, гласный, интересный,
безопасный и небесный,
и чудесный, и прекрасный,
и ужасный, и напрасный.
Этих слов не забывайте,
букву Т в них не вставляйте!
Спиши. Слова из скобок замени нужными по смыслу однокоренными словами. Не пропусти в них выделенные непроизносимые согласные.
1.Звонкий (радость)_______________ мотив забурлил над лугом. 2. (Честь) ______________дело не таится. 3. (Грусть)_____________ ивы склонились к пруду. 4. (Здоровье)________________ , князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день (ненастье)______________? 5. Не родись красивой, а родись (счастье)_______________
Прочитай. К выделенным словам подбери слова, близкие по смыслу.
Весёлая песня – …… ………… песня
Правдивое слово – ………………… слово
Знакомая картина – …………………. картина
Прочитай. К выделенным словам подбери слова, противоположные по смыслу.
Ранняя осень – ……………… осень
Прекрасная погода – …………… погода
Весёлый напев – ……………… напев.
Предлог и приставка.
Ты уже знаешь, что приставка – это часть слова. Её «приставляют» к корню. Приставку нельзя отрывать от слова, иначе потеряется или изменится значение слова: подарок – дарок (нет такого слова, подводный – водный (изменилось значение.
А предлог хоть и похож на приставку, но это самостоятельное слово. Работа предлогов – связывать слова по смыслу: вода, кувшин – вода в кувшине.
Различать приставку и предлог тебе будет нетрудно. Запомни только два правила.
1. Если слово отвечает на вопросы что сделал? что делает? или что что сделает?: побежал, закрывает, надвинулись, значит по-, за-, над- – приставки. Глагол «не дружит» с предлогами.
2. В остальных случаях рассуждай так: между предлогом и словом можно вставить другое слово: (по) дороге – по узкой дороге; (за) домом – за нашим домом, (за) ночь – за холодную ночь.
Прочитай, подумай, приставка или предлог записаны в скобках.
Отец Тани работал комбайнёром. Вечером девочка (по)несла отцу ужин. (Над)полем (под)нялся густой туман. Таня (за)блудилась. Она (за)кричала, но голос (по)гас (в)тумане. Таня (на)брела (на)стог сена и там (за)снула. (Про)снулась (от)холода. (В)низине (по)слышался шум комбайна.
Прочитай. Разберись, где приставка, а где предлог.
(На)скочил (на) камень, (по)брёл (по) дороге, (за)вернул (за) угол, (под)писался (под) письмом, (от)плыл (от) берега, (про)читал (про) ребят,
(У)крылись (от) дождя (у) лесника, (с)вернули (с) тропинки, (по)плыли (по) волнам, (за)шёл (за) другом, (по)смотрел (по) сторонам.
Гость в лесу
Я (на) кусте у родника
Не тронул (в) сети паука.
Я (по)глядел (на) муравьев:
У них домище –
Будь здоров!
Я долго (по) лесу шагал
И никого не (на)пугал.
Нигде воды не (за)мутил
(В) лесу я просто (по)гостил.
Прочитай рассказ. Объясни написание приставок и предлогов.
Догадливый хомяк
(По)везло хомяку – (на)ткнулся на гнездо. Лежат (на) земле два большущих яйца. Только вот лапками яйцо не обхватишь – (вы)скальзывает. И (за) щеку (не) затолкать – (не) помещается. А бросить жалко. (Во)зился хомяк, пыхтел, (со)пел – не (по)лучается. Тогда (у)пёрся лбом (в) яйцо и (по)катил (к) себе (в) нору. Если дело не (по) зубам и не (по) лапам – головой (по)работать надо!
Очки.
Что стряслось у тёти Вали?
(У) неё очки пропали!
Ищет бедная старушка
(За) подушкой, (под) подушкой,
(С) головой (за)лезла
(Под) матрац, (под) одеяло,
(За)глянула (в) вёдра, (в) крынки,
В боты, в валенки, в ботинки.
Всё вверх дном перевернула,
(По)сидела, (от)дохнула,
(По)вздыхала, (по)ворчала
И пошла искать сначала.
Разделительный твёрдый знак
Дополни вывод. Если приставка оканчивается на согласный, то перед гласной я, ё, ю, е в корне…,…,…,… пишется…. .
Разделительный твёрдый знак обозначает, что согласный звук не сливается с гласным : съёжился, объявление, съедобный.
На уроке мы писали объяснительный диктант. Леса и рощи объяты вьюгой. Жил отважный капитан, он объездил много стран. Ёжик съёжился, торчком поднял все иголки. Может, страшный паук объявился в чаще вдруг?
Задание 1. Подберите однокоренные слова с Ъ. Выделите корень и приставку.
Единый – объединить, ясный – …, езда – …, ехать – … .
Объясните, почему написали разделительный Ъ.
Измените слова по образцу. Напишите.
Вить – вьют, вьет; лить – …; бить – …; шить – …; пить – … .
Объясните, почему вы написали разделительный Ь.
__________________________________________________________________
Задание 2. Записать слова, объясняя правописание, в два столбика: в первый – с разделительным мягким знаком, во второй – с разделительным твёрдым знаком.
Съел, пьют, льёт, объём, объяснил, вьюга, вьётся, счастье, отъезд, въехать, бельё, подъезд, бьёт, сучья, ружьё, подъём, пьёт, воробьи, воскресенье, объявил.
__________________________________________________________________
Задание 3. Прочитай. Объясни написание слов с пропущенной буквой.
Весной птицы в.ют гнёзда, а осен.ю покидают родные края.
Кошке очень хотелось с.есть вороб.я.
На мосту брёвна раз.ехались и машины пошли в об.езд.
__________________________________________________________________
Задание 4. Спиши, заменяя выделенные слова близкими по значению сочетаниями слов.
Льёт очень сильно; ползёт очень медленно, знал очень хорошо; был ленивым.
Слова для справок: как свои пять пальцев; черепашьим шагом; как из ведра; тяжёл на подъём.
Объясни написание подчёркнутых букв.
__________________________________________________________________
Имя существительное
Мягкий знак после шипящих на конце имени существительного
Какие согласные называются шипящими? Ж, Ш, Ч, Щ.
Выучить их поможет тебе скороговорка:
“Поезд мчится скрежеща: “Ж, Ш, Ч, Ща”
Вставь, где нужно, мягкий знак.
Мы отправились на рыбную ловлю. Дорога шла через рож(?). Только камыш(?) вёл тихую беседу с рекой. Мне попался сначала лещ(?), а потом ёрш(?). Мелоч(?) я бросил в реку.
Охранять рубеж(?), в первую ноч(?), закричал во всю моч(?), взял меч(?), охватила дрож(?),
Замени выделенные словосочетания одним словом.
Охотники забрели в глухое место. Поезд прибывает в Москву в 12 часов ночи. Молодые люди, занимайтесь физкультурой и спортом!
Запомни. У существительных в родительном падеже множественного числа после шипящих на конце Ь не пишется.
Нач. ф. Им.п. мн.ч. Р.п., мн. ч
Пожарище, жилище, училище, плечо, туча, дача, груша, крыша, галоша, лыжа, лужа, кожа
Кругом была глуш(?). После многих неудач(?) я настрелял куропаток. Дич(?) я положил в сумку. Потом кинул плащ(?) и устроился отдыхать.
По небу двигались остатки туч(?). В лесу стояла такая тиш(?), что меня охватил ужас. В глухую ноч(?) деревья принимаю форму чудовищ(?). А закричит сыч(?) и совсем станет страшно.
Прочитай текст. Выбери к нему заголовок: «Ноябрь», «Конец осени», «На пороге зимы», «Зима». Объясни свой выбор.
Из низких (тучи) падают ре_кие снежинки. По краям (лужи) блестит ледок. Нет больше радос_ных (встречи) с певчими птицами. Из лесов, (рощи), болт улетели пернатые друзья. С горных (пастбища) пришли на зимовку стада. А звери настроили надёжных (убежища) Позаботились они о тепле своих (жилища)
Спиши, раскрывая скобки.
Прочитай, связывая слова по смыслу.
- Из, всех, задачи, по, математика, Оля, выбрать, самые, трудные.
- Сколько, сокровища хранить, недра, земля
- В, народные, сказки, много, всякие, чудища
- Я, срубить, несколько, крепкие, ветки, для удилища
- Старый, парк, стать, место, наши, встречи
Падежи.
Прочитай. К выделенным словам ставь в скобках вопросы.
Жизнь русского человека была связана ( .. …?) с лесами. (.. …?) По лесам бродили дикие звери. (…?) Леса наполнялись звонким щебетом птиц. Тишина (…?) лесов манила своей тайной. Древний человек верил, что (.. …?) в лесах живут лесные духи. Они оберегают (…?) леса и хозяйничают в них.
Укажи падеж выделенных существительных.
Прочитай. Перечисли признаки поздней осени.
Стоит ноябрь на дворе. В поле гудит ветер. На берёзе и осине нет больше лист(….). Только на ёлке и сосне зеленеет хвоя, да в роще горят кисти рябины. На тропинке нет больше муравей(…). В луже по утрам хрустит лёд, а на крыше и скамейке блестит иней.
Спиши. Выделенные существительные ставь во множественном числе предложного падежа.
Прочитай. Скажи, от чего зависит климат на Земле.
В разных мест.. земного шара солнце по разному нагревает землю. Поэтому климат везде разный. В жарких стран.. не бывает зимы. Зато на полярных остров.. летом оттаивает только верхний слой почвы. В тропических чащ.. всегда тепло и сыро. На опушк.. бродят слоны. В пустын.. жарко и сухо. В трав.. и колючк.. прячутся ящерицы.
Допиши окончания имён существительных множественного числа. Устно поставь к ним вопросы. Укажи падеж.
Глагол
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растёт.
Глагол – настоящий богатей среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид и залог – ни у кого нет столько форм. Глагол и работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан. По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Задание. Прочитай:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Задай вопросы к выделенным словам. Какой частью речи они являются?
__________________________________________________________________
Задание. Из каждой группы однокоренных слов выпиши только глаголы.
- Глотать, глоток, глотательный, наглотаться, проглотить.
- Баловать, баловство, баловаться, баловень, балованный, избаловать.
- Готовить, подготовить, подготовка, приготовить, приготовленный, заготовитель, заготовить.
- Мечтать, мечта, мечтатель, мечтательный, размечтаться.
- Место, разместить, уместный, поместить, заместить.
__________________________________________________________________
Задание: Прочитай.
Скр_пят кл_сты. Звенят с_ницы. См_ётся кукушка. Св_стит иволга. З_лёные лягушки прыгают под н_гами. Между к_рней л_жит уж и стер_жёт их. Щёлкает белка. В лапах сосен м_лькает её пушистый хвост.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни главные члены предложения. Какой частью речи выражено сказуемое?
__________________________________________________________________
Задание: Прочитай отрывок из сказки А.С. Пушкина.
Живёт Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых.
До светла всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт, да сам и облупит.
Из какой сказки этот отрывок? Выпиши глаголы в два столбика: в 1-й – глаголы, отвечающие на вопрос что делает? Во 2-й – глаголы, отвечающие на вопросы что сделает?
__________________________________________________________________
Задание. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика.
Что делать? Что сделать?
Вязать, молчать, тянуть, тащить, чинить, цвести, качать, светить.
В словах 2-го столбика подчеркни безударные гласные. Какие из них ты можешь объяснить?
Имя прилагательное
Имя существительное называет разные предметы, а имя прилагательное «прилагает» к этим названиям признаки, свойства и качества предмета. Для этого прилагательное «берёт» у существительного и род, и число, и падеж, то есть прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже.
Так и живут в нашем языке существительное и прилагательное в полном согласии. Постарайся не нарушать этого согласия.
Окончания имён прилагательных.
Имена существительные мужского рода замени именами существительными женского рода. Измени окончания прилагательных. Образец. (Какая?) Дальняя дорога.
Дальний путь (дорога), зимний день (ночь), ближний посёлок (деревня), сильный мороз (стужа), утренний туман (роса), сильный ветер (буря), свежий воздух (водица) горячий чай (вода), летний дождь (гроза), грустный рассказ (песня), холодный снег (снежинка).
Спиши. Вставь пропущенные окончания прилагательных среднего рода. Укажи крестиком существительное, от которого ставишь к прилагательному вопрос.
Наступило морозн.. зимн… утро. Скуп.. декабрьск… солнце осветило дальн… болото и ближн.. поле. Проснулись жители леса. Сверкнуло ярк.. оперение снегиря. Раздалось громк.. карканье ворон. Зашевелилось снежн.. убежище рябчиков. Из кустов вырвалось больш.. стадо куропаток. На син.. небо набежали облака. Всё сковано морозным дыханием зимы.
Местоимение
Прочитайте.
Дружная работа.
Выпал снег. Костя, Петя, Оля и Вася пошли работать во двор. Костя сказал: «Я буду очищать от снега крыльцо. Ты, Вася, освободишь от снега калитку. Вы, Оля и Петя, будете расчищать дорожку. Петя возьмёт лопату: он будет сбрасывать снег в яму. Оля возьмёт метлу, она будет мести дорожку. К обеду мы должны закончить работу».
Ребята дружно взялись за дело. Через час они убрали двор на славу.
Прочитайте выделенные слова.____________________________________
Прочитайте.
Интересная книга.
Однажды Катя взяла в библиотеке книгу и принесла её в класс.Какую книгу ты взяла? – спросила Галя.
-Я взяла очень интересную книгу. Она называется «Фантазёры», – ответила Катя.
-Ты читала эту книгу? – спросила Катя у подруги.
-Нет, я не читала, – ответила Галя.
-А вы, девочки, читали эту книгу? – спросила Катя Зою и Иру.
-Нет, мы прочитаем её вместе с вами.
В субботу девочки пришли к Кате. Они прочитали много интересных рассказов.
Выпишите из текста по одному предложению с местоимениями я, ты, она, мы, вы, они. Подчеркните местоимения.____________________________
Прочитайте, скажите, о ком говорится в данных предложениях. Найдите местоимения 3-го лица без предлога и с предлогом, поставьте к ним вопросы от выделенных слов.
1.Наконец щенок утомился и охрип; видя, что его не боятся, он стал несмело подходить к волчатам. 2.Волчонок ударил щенка лапой по голове. Щенок стал к нему боком и посмотрел на него искоса, помахивая хвостом. 3.Волчата погнались за щенком, он упал на спину и задрал вверх ноги, а они втроём напали на него и, визжа от восторга, стали кусать его, но не больно, а в шутку.
_________________________________________________________________
Спишите, вставляя пропущенные местоимения.
1.Охотник возвращался с охоты домой. Впереди ……. бежала собака. 2.Я давно не был у товарища, собираюсь к …… завтра зайти. 3.Малыш упал и плачет. Ваня подошёл к …., помог встать и стал …. утешать. 4.Ты нечаянно толкнул прохожего, извинись перед …… 5.Лида первый раз встала на лёд. У …… подвернулась нога, и Лида упала. __________________________________________________________________
Предложение
Однородные члены предложения.
- Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.
- Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.
- Однородные члены предложения связаны интонацией перечисления или союзами и, а, но.
1.Прочитайте с интонацией перечисления.
1) Ласточка питается мухами, комарами, мошками. Она летает с раскрытым клювом и ловит добычу на лету. 2) Цапли живут на болотах и озерах. Они кормят своих птенцов рыбками, лягушками. 3) Дятел долбит деревья, достает из-под коры вредных насекомых.
__________________________________________________________________
- Однородные члены предложения отделяются друг от друга запятыми. Запятая не ставится, если два однородных члена связаны союзом и.
__________________________________________________________________
2. Прочитайте. Укажите однородные члены предложения и поставьте запятые. Золотой дождь.
Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру запрыгали белками по сучкам понеслись куницами по земле. Листья шуршат скребутся лопочут листья летят качаются и бегут. Листья вверху внизу и кругом. Шумит золотой дождь.
__________________________________________________________________
- Перед союзами а, но между однородными членами предложения ставится запятая.
__________________________________________________________________
3. Найдите в предложениях однородные члены. Определите, где пропущены запятые.
1) Зимой солнце ярко светит, но мало греет. 2) При взлете вертолёт не разгонятся по земле, а прямо поднимается вверх.3) Ученик выполнил работу быстро но допустил ошибку. 4) Ребята спешили на поезд но опоздали. 5)Полил сильный дождь но быстро перестал. 6) Сначала подумай а потом делай. 7) Мы поедем на экскурсию не в субботу а в воскресенье.
________________________________________________________________
4. Прочитайте.
Давным-давно.
Человек никогда не жил один. Первобытные люди объединялись в общины.
В общине трудились все. Мужчины охотились ловили рыбу изготовляли орудия труда. Женщины собирали съедобные растения приготовляли пищу шили одежду из шкур заботились о детях. Дети с самого раннего возраста помогали взрослым в их труде.
Спишите текст, расставляя запятые. Подчеркните однородные члены предложения. Объясните правописание выделенных букв.
Сочинительные союзы а, и в простых предложениях.
1. Прочитайте предложения. Подчеркните слова, которые соединяются с союзами и или а. Назовите однородные члены предложения.
1)Прохожий подошел к киоску и купил газету.2)Листья слетали с деревьев и разноцветным ковром устилали землю. 3) На огороде овощи сажают весной, а убирают их осенью. 4
__________________________________________________________________
2. Составьте предложения из отдельных слов.
- Берегу, купаются, на, ребята, песчаном, в, загорают, реке, и.
- Бабушка, письмо, адрес, конверт, положила, написала, в, и.
- Ученики, не, в, сегодня, пойдут, игровую, на, парк, площадку, а.
- Поздно, после, не могли, вернулись, прогулки, долго, домой, в лес, ребята, уснуть, и.
- Вчера, сегодня, солнечная, и, погода, была, и, тёплая, не, по-осеннему.
_________________________________________________________________
3.Исправьте предложения. Замените неподходящее слово, сохранив союз и.
1) Часы бывают карманные, настенные, настольные и золотые.
2) Больному давали бульон, кашу, фрукты и яблоки.
3) Садоводы выращивают на участке ягоды, цветы, малину и розы.
4) Школьники на каникулах ходили в аквапарк, в театр, в зоопарк и ели мороженое.
_______________________________________________________________
4. Прочитайте предложения. Найдите однородные члены предложения. Вместо точек вставьте союз и или а.
Прохожий перешел дорогу … пошел вдоль улицы.
Взошло солнце … озарило всю окрестность.
Весь день мы занимались … вечером пошли погулять к реке.
Весь день мы занимались … к вечеру сильно устали.
Сейчас будет урок математики … не чтения.
__________________________________________________________________
5. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова.
1) До парка мы добрались не на троллейбусе, а на …. .
2) Хоккейный матч состоится не в субботу, а в … .
3) Юный вратарь отбил не одну шайбу, а … .
4) Его друг живет не в …, а во втором подъезде.
__________________________________________________________________
6. Придумайте четыре предложения, используя в них словосочетания «сначала … , а потом …»
Образец: – Сначала выучи уроки, а потом пойдешь гулять
Сложное предложение
Как много ты уже знаешь о предложении:
Предложение должно выражать законченную мысль;
Слова в предложении должны быть связаны по смыслу;
Предложение можно различать по интонации: воскл, вопр., невоскл.
В предложении выделяют главные члены и второстепенные.;
Главные и второстепенные члены могут быть однородными и записывают их так:
Ты воскликнешь: «Какие сложные эти предложения!» – и будешь не прав. Все эти предложения простые.
А сложными называются предложения, которые «сложены» из двух или нескольких простых предложений.
Сейчас ты с ними познакомишься
Прочитай.
Простые предложения Сложное предложение
Лагерь спит. Лагерь спит, в лесу умолкли
В лесу умолкли птицы. птицы.
Сравни предложения правого и левого столбиков:
Сколько предложений?
О ком говорится в предложениях?
Сколько частей может быть в сложном предложении?
Назови главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.
Спиши сложные предложения. Подчеркни в них подлежащее и сказуемое.
Гроза идет, к земле ветер колосья гнёт. Шумит листва, шуршит трава, не умолкают птицы. Светит месяц, тройка мчится по дороге столбовой. Тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали. Ревела буря, дождь шумел, во мраке молнии блистали.
Прочитай. Выпиши сложные предложения. Укажи значком \ границы простых предложений, из которых состоят сложные.
Наступление утра.
Небо потемнело, месяц уплыл на край земли. Звёзды побледнели, на востоке показалась розовая полоска. Ветер пробежал по цветам. Они дрогнули. Головки цветов повернулись к розовой полоске света.
Всё в лесу проснулось. Птицы запели, зашевелились насекомые. Белка забралась на верхушку берёзы, заяц во весь дух понёсся к ручью, малиновка просвистела где-то в чаще.
Запиши сначала два простых предложения, а потом три сложных.
Первые песни в лесах зазвенели, первые брызги над речкой взлетели. Утро умывается звонкою росой. Весной кукурузу сажали ребята, трудились ребята с утра до заката. Полыхает яркий пламень походного костра. От цветов на полях льётся запах кругом, и сияет роса на траве серебром.
Допиши сложные предложения. Подбирай по смыслу вторую часть из правого столбика.
Птицы перестали петь, а …
Сверкнула молния, и …
Снова ударил гром, и …
Скоро дождь кончился, но …
Улыбнулось из-за туч солнышко,.. …
загорелась над рекой яркая радуга.
на горизонте ещё громоздились тучи.
послышался резкий удар грома.
начался ливень.
насекомые попрятались в щели.
С любовью к природе.
В старом парке есть клёнов… ал..ея. Зимн… дерев..я там сплошь усыпаны мелкими крылатыми с..менами. Туда каждый день наведываются сн..гири. Сидят птицы на клёнах важн…, спокойн… . Не сп..ша поклёвывают золотист… семена. А до чего прекрасны! Гру..ь у снегиря алая, спинка голубая, а на голове черный берет. По временам птицы ныряют в снег, купаются в нём. Потом неторопливо похаживают по сверкающему снегу. Чертят на нём замысловатые бороздки и следы-крестики. От слова «снег» птице дано название «снегирь» И неспроста: снегири – первые вестники весны.
Прочитай однокоренные слова. Назови, какими частями речи они являются.
Синий, синеть синева; пугать, испуг, пугливый; робкий, робость, робеть; смелость, смелый, осмелился; тусость, трусить, трусливый; белизна, белет, белый, беленький.
Погреться на теплом солнышке, договорились с упрямым соседом, спроси у мудрого дедушки, закрыл на нижний замок, привык к новому хозяину, пахнет свежим сеном, стоять в последнем ряду, приказал среднему сыну.
У нас в классе есть ученик. Узнайте его.
В класс он приходит сонный, скучный. Брюки на нём грязные. Вид у него неряшливый, неопрятный.
А загляните к нему в тетрадь. Записи там небрежные, буквы корявые. В дневник посмотришь – грустная картина: все отметки плохие. По всему видно – ученик ленивый.
Повторение пройденного
Правописание приставок
Задание: Вставьте пропущенные буквы:
П_нравился, пр_пуск, з_явка, н_дпись, пр_рубь, п_р_делать, д_бавит, н_дписать, _бъяснить, з_скользила, п_зёмка, п_говорка, п_дчеркнуть, р_звязать, з_кат.
Задание: вставьте пропущенные буквы:
По_снежник, о_плыл, о_бежал, о_рубил, _пустил, по_прыгнул, на_писал, пре_положил, на_кусил, по_черкнул, по_бросил, в_лохматил, по_портил, по_держал, на_резал, по_точил, по_шил, о_летел, о_дубасил.
Задание: вставьте пропущенные буквы:
_дание, _дача, _жечь, _гибать, _делать, _доровье, _десь, _давать.
Задание: вставить пропущенный твёрдый знак или мягкий знак.
Об_езд, раз_езд, руж_ё, коп_ё, п_ют, в_юга, об_явление, с_ел, пол_ёт, разоб_ёт, заш_ёт, крыл_я, с_ёжился, от_явленный, пред_юбилейный, раз_ём, об_ём, под_ём, зал_ю, вороб_и, друз_я, воскресен_е.
__________________________________________________________________
Правописание корня слова
Безударные гласные.
Задание: вставить пропущенные буквы.
Меня всегда т_нуло к плательным шк_фам. Меня уд_вляло р_знообразие хр_нящихся там в_щей. Р_дами в_сят платья, к_торые над_ваются неск_лько раз в год по б_льшим праздникам. Вост_ргался я и оч_ровательными г_ловными уборами. Вот они прим_стились на самом в_рху. А вн_зу зат_илась и словно гл_дит испод лобья обувь. Много побр_дила она по свету, много перев_дала на св_ём в_ку. Иногда я сож_лею, что ничего она расск_зать не может.
__________________________________________________________________
Парные согласные
Задание: вставить пропущенные буквы:
Сколь_кий, ре_кий, повя_ка, зама_ка, коля_ка, покра_ка, ни_кий, моро_, ро_кий, тру_ка, оши_ка, серё_ки, кни_ки, клю_ки, сте_ки, застё_ка, подру_ка, опу_ка, заглу_ка, обло_ка, ло_кий, ко_кий.
__________________________________________________________________
Непроизносимые согласные
Задание: вставить пропущенные буквы:
Чес_ный, мес_ный, интерес_ный, полез_ный, проез_ной, звёз_ный, поз_ний, ненас_ный, чудес_ный, навес_ной, доблес_ный, радос_ный, опас_ный, хвас_ливый, свис_нуть, хлес_нуть, завис_ливый, здра_ствуйте, чу_ство.
Разделительный мягкий знак.
Задание: вспомните слова, в которых пишется разделительный мягкий знак.
Правописание окончаний
Имен существительных
Задание: вставить пропущенные буквы:
В неб_, за ворот_м_, вечер_м, после урок_в, под дерев_м, на опушк_, много сказ_к, крыль_м_, за рощ_й, под скамейк_й.
Имен прилагательных
Задание: вставить пропущенные буквы:
Широк__ море, дальн__ роща, тяжёл__ камни, по чист___ небу, за заброшенн_м домом, чудесн__ картину, ранн__ весну, о ранн_й весне.
Глаголов
Задание: вставить пропущенные буквы:
Дума_т, приход_т, тон_т, наход_м, возвраща_мся, леп_м, спуска_мся, ответ_шь, применя_шь (правило), ответ_шь, додела_шь, получ_шь, реша_т.
__________________________________________________________________