Предложение

Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.

Что означает выражение “слова связаны по смыслу”? Ведь у слов нет никаких верёвочек, чтобы можно было бы их связать?

Подумайте, можно ли сказать: “Я иду школа”, или “Машина ехать дорога”? Конечно же нет! Мы скажем: “Я иду в школу.” Машина едет по дороге.” Для того, чтобы предложение зазвучало правильно мы изменили слова и добавили предлоги. В русском языке слова связываются по смыслу с помощью окончаний и предлогов.

Предложение обязательно выражает законченную мысль, иначе оно будет непонятно, например: “Сегодня с утра была солнечная погода, а потом…” Что “потом”? Именно поэтому, мы говорим, что прдложение должно быть законченным.

В русском языке свободный порядок слов. Но, при этом, предложение должно быть понятным и красивым.

Что ещё важно знать о предложении?

В письменной речи предложение начинаем писать с заглавной буквы, в конце предложения ставится точка или восклицательный, или вопросительный знак, – об этом говорит учитель на каждом уроке. Напоминайте себе об этом и вы, когда пишете предложения!

  • Из слов каждой строчки составьте предложение и запишите.

Слон.

животное, большое, слон, умное, и, сильное

слон, носит, домашний, в, Индии, грузы, тяжёлые

он, нянчит, маленьких, детей

трудно, в, джунглях, стадо, увидеть, слонов

почуяв опасность, крадётся тихо,  слон, как мышка.

В первом и третьем предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

  • Из слов каждой строчки составьте  и запишите предложения.

Майские снежинки.

цвела, на, черёмуха, буйно, берегу

с, ветер, речки, налетел

белые, в, воздухе, лепестки, и, закружились

снежинки, они, словно, землю, устилали.

  • Из слов каждой строчки составьте  и запишите предложения.

Пес Фомка.

первый, снег, выпал

крыльцо, пёс, на, выбежал, Фомка

снежок, первый, он, раз, увидел

остался, на, снегу, от, след, лап, кошки, Муськи

искал, Фомка, её

дома, а, была, уже, кошка.

  • Из слов каждой строчки составьте  и запишите предложения.

Собака Боб.

раз, дом, один, загорелся

маленькая, в, была, доме, девочка

собаку, в, пожарные, огонь, Боба, послали

минуту, горевшего, Боб, дома, через, вынес, из, девочку

ребёнка, радости, мать, плакала, от.

  • Из слов каждой строчки составьте  и запишите предложения.

Весна   красна.

говорливые, ручейки, весёлые, по, побежали,  дорогам

почернел, лёд, реке, на

почки, на, деревьях, пахучие, надулись

грачи, уже, прилетели, краёв, из, тёплых

ребята, поставили, деревьях, на, скворечники

Обозначьте начало и конец каждого предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

На поляне.

Тихо в лесу снег укрыл поляну пушистой периной сколько на этой перине следов вот по мягкому снежку пробежала мышь у ёлки обедала белочка на вершине сосны отдыхала ворона а это след собаки откуда она здесь

Обозначьте начало и конец каждого предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

Летом в лесу.

Хорошо в лесу в жаркий день чего тут только не увидишь высокие сосны развесили иглистые вершины ёлочки выгибают колючие ветви красуется кудрявая берёзка круглыми листочками дрожит серая осина коренастый дуб раскинул вырезные ветви из травы глядит глазок земляники рядом краснеет душистая ягодка

Крепким носом стучит по стволу дятел кричит иволга мелькнула пушистым хвостом цепкая белка далеко в чаще раздаётся треск уж не медведь ли это

Обозначьте начало и конец каждого предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

Гроза прошла.

Был летний день дул лёгкий ветерок с поля доносился запах цветов вдруг большая туча заволокла небо неужели будет гроза блеснула молния ударил первый гром полил сильный дождь но скоро небо прояснилось, и снова засияло солнце как хорошо после грозы

Разделите текст на предложения

Радуга.

Улыбнулось из-за тучи солнышко затих, перестал дождь быстро прокатилась гроза с деревьев падают тяжёлые капли грозовая туча уходит дальше и дальше а над широкой рекой раскинулась семицветная радуга

Разделите текст на предложения.

Мурзик.

Виталик взял Мурзика и понёс  к печке он посадил кота на скамейку и сел рядом мокрая шерсть на Мурзике торчала в разные стороны, как иголки у ёжика кот казался худым, как будто неделю не ел Виталик вынул котлету и положил её перед котом Мурзик съел котлету, уселся на скамейке и принялся смотреть на огонь в печке потом он забрался на колени к Виталику, свернулся калачиком и замурлыкал песенку

Разделите текст на предложения

Праздничный салют

Часы на Кремлёвской башне пробили десять в небе вспыхнули цветные огни Родина салютует подвигу советских воинов слава всем храбрым защитникам нашей страны

  • Прочитай.

Воробей на часах.

         В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица.

         Летит по задворкам ястреб-разбойник. Летит ястреб тихо, без шума. Но старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб всё ближе и ближе.

Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята скрылись в кусты.

  • Составь и напиши предложения ответы на вопросы.

1) Как вели себя воробушки?

2) Кто их охранял?

3) Как появился ястреб?

4) Как старый воробей предупредил воробьят об опасности?

Главные члены предложения

Ребята, кто для вас  самый главный на свете (или в семье) человек? Как вы понимаете слово «главный»?  (важный, значимый, тот, кто всеми управляет) Кто главный человек в школе?, в городе?, в России?  Как вы думаете, может ли школа обходиться без директора, город – без мэра, Россия – без президента?

Как вы думаете, а слова могут быть главными? Сейчас мы работаем с предложениями. Мы говорим, что предложение – это… (продолжите высказывание) Могут ли среди слов в предложении быть главные? Конечно! Их так и называют «главные члены предложения» “подлежащее” и “сказуемое“. Подлежащее – это слово, которое отвечает на вопрос “Кто?” или “Что?” Сказуемое – это слово, которое отвечает на вопрос “Что делает?” “Что делал?” Если в предложении есть глагол, то он всегда выполняет роль сказуемого. Подлежащее – это предмет, который выполняет действие.

Как вы думаете, может ли предложение обходиться без главных членов? Нет.  Попробуем это доказать.

Футбольный матч.

Футбольный мяч носится по полю. Следует ловкий удар. Мяч стремительно летит в ворота. Игра началась.

Уберем из первого предложения слова “мяч носится.” Будет понятен смысл? В предложении обязательно должно быть подлежащее или сказуемое. Подлежащее и сказуемое называют грамматической основой предложения.

Задание: Прочитай. Выдели главные члены предложения. Постаь ударение. Определи слабые позиции в словах. Объясни их написание, подобрав проверочные слова.

Наступила поздняя осень. Дует холодный ветер. Молчаливый лес ждёт зимы. Ждет зимы и детвора.

Второстепенные члены предложения

Какие члены предложения называются главными?

Может ли предложение обходится без главных членов? А без одного?

В предложении очень часто присутствуют и второстепенные члены.

В городе идет пушистый снег. Ветер подхватывает и кружит легкие снежинки.

Выделим подлежащее и сказуемое. В первом предложении подлежащее – снег, сказуемое – идёт. Во втором предложении подлежащее – ветер, сказуемое (тут их два) – подхватывает, кружит. Слова “пушистый“, “лёгкие” – украшают предложения и являются второстепенными членами.

Второстепенные члены предложения дополняют, поясняют подлежащее, сказуемое или друг друга. При этом они делятся на три группы: дополнения, определения,  обстоятельства. Для начала скажем, что такое определение.

Определение  – второстепенный член предложения, которое отвечает на вопросы какой? Чей? и обозначает признак предмета. Обычно определение выражается прилагательным. Определение, как правило, поясняет существительное и стоит перед ним.

Дополнение второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей (всех, кроме именительного) и обозначает предмет. Дополнение обычно выражается существительным или местоимением.

Обстоятельство –  второстепенный член предложения, обозначающий признак действия, его особенности, или признак другого признака. Обстоятельством обычно выступают существительные или наречия, отвечая при этом на вопросы где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? Обстоятельство указывают на различные обстоятельства, при которых совершались действия, – место, время, причину, способ совершения.

Задание: Прочитай. Выдели главные члены предложений. Установи связи слов в предложениях. Определи второстепенные члены, подчеркни их.

                   В лесах жарких стран.

  Сплошной стеной разросся густой лес.

Неподвижно застыли стройные пальмы.

Между ветвями мелькают пёстрые попугаи.

В реках плавают страшные крокодилы.

Прячутся в траве ядовитые змеи.

Снуют по ветвям деревьев веселые обезьяны.

Предлоги

Что же такое – предлоги?  Как вы думаете? (Предлог – это слово)

А много ли предлогов вы знаете? (демонстрируется мячик и схематические изображения предлогов. Мячик где? На столе, под стулом, над, и т.д.

Само слово «предлог», если его перевести с греческого, обозначает «перед словом».

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

Учитель у нас строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит – «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» – предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Для чего нужны предлоги? Чтобы ответить на этот вопрос, ещё раз прочитаем скороговорку без предлогов. Понятен нам смысл скороговорки? Нет, без предлогов нельзя сказать многие предложения, т.к. слова как будто рассыпаются, не связываются между собой. Например, в предложении «Машина едет по дороге» – есть предлог? А если его выкинуть, что останется? «Машина едет дороге» предложение получилось? Какой вывод можно сделать? (Предлог служит для связи слов в предложении)

Грамматическая сказка.

Ссора предлогов с другими словами

Жили в одном из городов  королевства Морфологии Предлоги. Были они страшные драчуны и забияки. Однажды они так поссорились с Существительными, что те стали отодвигаться от них в предложении как можно дальше. А при случае даже прилагательное между собой и предлогами ставили.

Но и с Прилагательными предлоги не подружились. Потом ещё и с Местоимениями и Числительными разругались. А с глаголами так рассорились, что с тех пор Глаголы наотрез отказались рядом с Предлогами вставать. В общем, на всех обиделись,надулись.

-Мы, – говорят, – хоть и маленькие, но вполне самостоятельные. Требуем, чтоб нас считали отдельными словами и писали раздельно с другими словами!”

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие.

А королева Грамматика издала даже закон: «Предлог – это слово. Предлог пишется отдельно с другими словами». А для того, чтобы ребята не ошибались, сделали приписку: «Между предлогом можно вставить другое слово или вопрос».

Найди слова с предлогом, вставляя между предлогом и словом другое слово или вопрос.

Кошка сидит на печке. Мышка спряталась в норку. Птицу заперли в клетке. Лодка отплыла от берега. Машина подъехала к дому. Лодка отплыла от берега. Мышка убегает от кота. Девочка стоит у окна. Жираф смотрит из-за забора.

Поставь галочку между предлогом  и словом.

Впиши между предлогом и словом другое слово или вопрос.

Кошка сидит на______________ печке.

Мышка спряталась в _______________ норку.

Птицу заперли в ________________ клетке.

Лодка отплыла от ________________берега.

Машина подъехала к ________________ дому.

Лодка отплыла от __________________берега.

Мышка убегает от__________________ кота.

Девочка стоит у____________________ окна.

Жираф смотрит из-за _________________ забора.

Поставь галочку между предлогом  и словом.