Мягкий знак в конце слов.
1. Закончи предложение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце слова.
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту ________.
В лесу мне видеть довелось, как грыз кору могучий ________.
От зубастых щук таясь, стороной проплыл __________.
Думаю, известно всем, дней в неделе ровно _________.
День прошел, пора уж спать, в спальне ждет меня ___________.
Не робей, но берегись, в том лесу, где бродит __________.
1. « Первый и последний» Закончи предложение, вставляя слово с мягким знаком.
Первый месяц года _____
Первый месяц зимы _____
Последний месяц зимы ______
Первый месяц лета _____
Первый месяц осени _____
Последний месяц осени ______
Последний месяц года ______
2. Добавь недостающее слово с мягким знаком на конце слова.
Дети ловили рыбу. Пете попался _______. Васе _______, а Ване ________.
На Севере живут разные звери: по тундре кочует _________, а на льдинах
живет _______, бродит огромный белый ___________.
Миша, Коля и Сережа – братья. Сережа – самый старший, ему скоро ______ лет.
Коля и Миша ходят в детский сад, но им _______ лет.
6. Вставь пропущенную букву “мягкий знак”, там где нужно.
Штрафной удар _, нержавеющая стал _, густая пыл _, сильный жар _, белый мел _, острый угол _, каменный угол _, обширная мел _, длинный шест _, зеленая ел _.
Весы показывают правильный вес _. Вес _ день льет дождь. Саша мыл _ мишку.
Хорошо мыл _ лицо и шею. Щенок лез _ под крыльцо. Не лез _ на крышу-
упадешь.
Ел… -могучее дерево. Саша ел.. морковь.
Учител… положил мел… на стол. Корабль сел на мел…
Пушистый хор… сидел под кустом. Детский хор… пел веселую песню.
7. Отгадай загадки.
В воде купался, а сух остался ( __ __ __ ь )
Поглядите, поглядите –
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить
Землю с небом хочет сшить? ( __ __ __ __ ь)
Ты откуда, ты откуда
Прилетел к нам, красногрудый?
– Облетел я всю Сибирь.
– Как зовут тебя? ( __ __ __ __ __ __ ь)
8. Отгадай «кроссвордик»
1. Слово противоположное слову ночь.
2. Слово противоположное слову печаль.
3. Слово близкое по значению к словосочетанию сильный дождь.
4. Слово близкое по значению к словосочетанию хищное животное.
9. Измени слова по образцу. Напиши их парами.
Образец: кости –кость, жуки- жук.
Кости – огни – шали –
Жуки – столы – уроки –
Дома – олени – кровати –
Гости – голоса – стаканы –
Мягкий знак в середине слова.
10. “Спрячь” мягкий знак в середину слов.
День – (деньки), пень – _____, капель – ______, пень – _____, конь – _____, окунь -____,
11. Спиши слова, вставляя, где надо, мягкий знак.
Рел..сы ден…ги стен…ка
Нел..зя пал…то син…ка
Лен…та тол…ко тон…кий
Пол…ка ут…ки ал…бом
12. Прочитай слова, вставляя, где надо мягкий знак.
Сил…ный фил…м вол…чата
Пчел…ки бол….ной крол..чата
Гор….кий хлеб…ный рас…тут
Сед…мой вер…ба дал…ше
Селед…ка мален….кий пал..чик
13. Подбери словечко.
С ветки слетела гал..ка.
Под ногами скрипит речная гал..ка.
В костре догорали угол..ки. Не мни мне в книгах угол…ки.
На стене висит книжная пол….ка. Пол…ка – это быстрый танец.
14. Прочитай слова. Как назвать одним словом?
Пальма, апельсин, ольха, колокольчик, васильки, тюльпан, мальва, редька.
Раздели слова для переноса по образцу. Образец: паль –ма.
15. Прочитай слова. Какое слово с мягким знаком «спряталось» в каждом из слов? Апельсин, понедельник, вельвет, сельдь, пельмени, мельница.
16. Измени слова по образцу
Катя –Катенька
Надя ___……
Оля ___…….
Маша ___…..
Разделительный мягкий знак
Прочитайте. Спишите, вставляя подходящие по смыслу слова из скобок.
Для сева бери хорошее … . Наша … летом ездила отдыхать к Чёрному морю. (семья, семя).
Скоро … дождь. Петя наблюдал за … ласточек. (полёт, польёт)
Мы ждём дорогого … . Здравствуй, … зима! (гостя, гостья)
Волк подавился … . Я встретил … . (Костю, костью)
Подчеркните слова с разделительным Ь.
Задание. Прочитайте, делая паузу в конце предложения.
Мы любим сидеть у ручья над ручьём летают стрекозы и мошки ночью к ручью прилетают соловьи в прозрачном ручье плещутся рыбки.
Спишите. В конце предложения ставьте точки.
Выпишите выделенные слова, разделяя их чёрточками для переноса.
Запомните! Слова с разделительным Ь переносятся так: вью-га, пла-тье, бра-тья
Задание 2. Подберите к выделенным словам такие однокоренные слова, чтобы они отвечали на вопросы чья? чьи? чьё? чей? Запишите эти слова.
Образец: Берлога чья? След чей? (медведя) – берлога медвежья, медвежий след.
Птица
Гнездо (чьё?)________________, клюв (чей?)_________________ .
Заяц
Избушка (чья?)_______________, характер (чей?)_______________.
Волк
Зубы (чьи?)__________________, детёныш (чей?)_______________.
Лиса
Повадки (чьи?)_______________, хвост (чей?)_________________.
Рысь
Глаза (чьи?)__________________, коготь (чей?)________________.
Охотник
Ружьё (чьё?)_________________, Лыжи (чьи?)__________________.
Подчеркните Ь и буквы, которые он разделяет.__________________________________________________________________
Задание 3. Прочитайте. Подумайте, какие слова пропущены? Впишите подходящие по смыслу слова.
Зимой на снегу можно увидеть разные следы.
_______________ следы петляют. ______________ идут цепочкой. ________________ следы похожи на _______________.
______________ похожи на крестики.
Парные согласные
Задание. Спишите, вставляя пропущенные буквы Б или П. Напишите в скобках проверочные слова.
Свежий (….) хле..; белый (….) гри..; высокий (….) сугро.. ; больной (….) зу..; старый (….) ду.. ; ползёт (….) кра.. ; белокрылый ( …..) голу .. .
На пароход ведёт (…..) тра.. .
На юге растёт дерево (….) гра.. .
Геометрическая фигура (….) ку.. .
Крестьянка взяла (….) сер.. .
В пруду водится ( …. ) кар.. .
В лесу сохранился (….) око.. .
Спишите, вставляя пропущенные буквы Г или К. Напишите в скобках проверочные слова.
Горячий (…) утю_, глубокий (…) овра_, преданный (…)дру_, красивый (…) галсту_, высокий (…) сто_ сена, тяжёлый
(…) молото_, песчаный (…) бере_, капустный (….) пиро_, интересный (….) уро_.
Крепкие (…) ко_ти, острые (…) ло_ти, ухоженные (…) но_ти, (….) ле_кий шар, (….) мя_кий пластилин. __________________________________________________________
Спиши, вставляя пропущенные буквы Д или Т. В скобках пиши проверочные слова.
Арктический (…) холо_, махровый (…) хала_, родной (…) горо_, вкусный (…) сала_, важный (…) рекор_, белый (…) груз_ь, сильная (…) грус_ь, торжественный (…) пара_, длинный (…) мос_, весенний (…) ледохо_, быстрый (…) самолё_ .
Двухместная (…) ло_ка, весёлая (…) шу_ка, новая (…) тетра_ка, аккуратная (…) запла_ка.
(…) Сла_кое яблоко, (…) ме_кий стрелок, (…) гла_кий стол, (…) ре_кий лес, (…) кра_кий визит.
__________________________________________________________
Спишите, вставляя пропущенные буквы Ш или Ж. Напишите в скобках проверочные слова.
Тяжелый (…) бага_, жаркий (…) пля_, второй (…) эта_, серая (…) мы_ь, глубокий (…) ков_, лесной (…) шала_.
Красивая (…) стри_ка, упругая (…) стру_ка
, мягкая (…) поду_ка, открытое (…) око_ко, интересна (…) кни_ка, короткая (…) пробе_ка, хорошая (…) подру_ка, старая (…) избу_ка.
Безударные гласные
Поставь ударения в словах:
Светлый, кукушка, мирный, герой, ворона, снежный, свободный, медведь, жаворонок, Родина, радостный, лебедь
______________________________________________________
Подбери проверочное слово. Впиши нужную букву.
В_сна – ……………………
В_терок – …………………
Д_ревья -…………………
Цв_ток – …………………
Руч_ёк – …………………
Н_беса – …………………
К_пель – …………………
Т_пло – ………………….
_____________________________________________________________________________________
Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку, вдруг, прогрызли мышки.
Из слов по букве откусили
И к себе в норку утащили!
Помоги словам, подбери проверочные слова и вставь буквы, которые утащили мышки!
Г_ра, м_ря, тр_ва, в_сна, д_ла, д_ревья, сл_ды, с_ды, л_нейка, ст_лбы, м_чи, б_нты, п_руса, н_га, д_жди, в_дро, д_ма, п_ро, в_да, к_но, в_терок.
Спишите выделенные слова. Безударную гласную замените черточкой. Из скобок выпишите проверочные слова.
Р_са (росинка, росистый, росы, орошать)
Л_са (лисичка, лисонька, лисы, лисий, лисица)
Пл_тить (оплатить, плата, платишь, заплатить, платил)
Л_вить (ловец, ловишь, выловить, улов, лов)
Т_нуть (тянучка, затягиваешь, затянуть, тянет, притянешь)
Б_льшой (больше, большущий, большенький, большак)
Н_чной (ночевать, ночуешь, ночка, ночь, полночь)
Пч_линый (пчёлы, пчеловод, пчёлки)
З_лёный (зеленеть, зелень, зелёнка).
Однокоренные слова
- Прочитай. Подбери как можно больше однокоренных слов. Правильно выдели корень.
Лесочек – …, …, …., Листочек – …,
Снеговик – …., Столовая – …,
Светлячок – ….., Книжный – …,
Подгорный – …, Водяной – …,
Пригореть – …, Травушка – … .
2. Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корни выделять.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам:
Лётчик, самолёт, полёт.
Ледяной, ледовый, лёд.
Ходит, выходка, ходы.
Трудовой, трудись, труды.
Соль, солить, солонка,
Зеленеть, зелёнка,
Заводской и заводной
Цвет, цветочек и цветной.
Поливалка, лить, налить,
Пересадка, посадить,
Моряки и море – находите корень
3. Перечислите родственные слова из каждой строчки. Объясните, почему одно слово в каждой строчке является лишним.
Морозный, холодный, мороз.
Смелость, храбрый, смелый.
Быстрый, быстрота, скорый
Радость, счастливый, радостный.
Больной, больница, нездоровый
4. Можно ли назвать родственными слова?
Пара, парк, парник, парик.
Летун, летний, перелётный, лётчик.
Седой, седок, седло, сиделка.
Трава, травинка, травянистый, отрава.
Горчица, горный, пригоревший.
5. К словам, написанным слева, подберите родственные слова. Напишите их в две колонки, обозначьте корень.
Маляр, маленький малыш, малевать, размалёванный, малютка, малюет.
Дорога, дорогой дорожный, дорого, подорожал, придорожный,
подорожник, дороговизна.
Шипит, шипы шипучка, зашипел, шиповки, шипованная,
шипение, шипящий, шиповник, шипучий.
Вода, водит водитель, водяной, подводник, уводил,
водянистый, провода.
________________________________________________________________
6. Внимательно прочитайте слова. Найдите в каждой строчке два однокоренных слова. Выпишите их, обозначьте корень.
Скорость, сколько, скорлупа, скорый, скобки.
Коробка, короткий, кормить, коротышка, коричневый;
Весло, весенний, весело, весовщик, весёлый.
Бродить, броневик, бросок, бродяга, брошка.
7. Прочитай стихотворение. Отыщи все однокоренные слова, выдели корень.
СНЕЖНАЯ СКАЗКА.
Проплясали по снегам У заснеженной реки,
Снежные метели. В снежном переулке,
Снегири снеговикам Звонко носятся снежки,
Песню просвистели. Режут лед снегурки.
(С. Погореловский.)
8. Прочитай стихотворения. Отыщи в них однокоренные слова, выдели корень.
Лисичка, лисонька, лиса!
Ты в каких живёшь лесах?
Лисий хвост замёл следы.
Где лисица? Видел ты?
Слов «ленивый», «лень», «лентяй»
Никогда не забывай,
Только лень свою забудь –
И лентяем ты не будь!
Часовщик чинил часы,
Покрутил свои усы:
– Целый час вожусь я тут,
А часы все не идут!
Предлоги
Что же такое – предлоги? Как вы думаете? (Предлог – это слово)
А много ли предлогов вы знаете? (демонстрируется мячик и схематические изображения предлогов. Мячик где? На столе, под стулом, над, и т.д.
Само слово «предлог», если его перевести с греческого, обозначает «перед словом».
Чудесный выдался денёк,
А я учу предлоги…
Я должен твёрдо знать урок:
Учитель у нас строгий!
И я шепчу, закрыв глаза,
Скрестив под стулом ноги:
«Что значит – «по»?
Что значит – «за»?
И «за» и «по» – предлоги…»
А хорошо бы ЗА порог
И мчаться ПО дороге!..
Какой бы выдумать предлог,
Чтоб не учить предлоги?
Для чего нужны предлоги? Чтобы ответить на этот вопрос, ещё раз прочитаем скороговорку без предлогов. Понятен нам смысл скороговорки? Нет, без предлогов нельзя сказать многие предложения, т.к. слова как будто рассыпаются, не связываются между собой. Например, в предложении «Машина едет по дороге» – есть предлог? А если его выкинуть, что останется? «Машина едет дороге» предложение получилось? Какой вывод можно сделать? (Предлог служит для связи слов в предложении)
Грамматическая сказка.
Ссора предлогов с другими словами
Жили в одном из городов королевства Морфологии Предлоги. Были они страшные драчуны и забияки. Однажды они так поссорились с Существительными, что те стали отодвигаться от них в предложении как можно дальше. А при случае даже прилагательное между собой и предлогами ставили.
Но и с Прилагательными предлоги не подружились. Потом ещё и с Местоимениями и Числительными разругались. А с глаголами так рассорились, что с тех пор Глаголы наотрез отказались рядом с Предлогами вставать. В общем, на всех обиделись,надулись.
-Мы, – говорят, – хоть и маленькие, но вполне самостоятельные. Требуем, чтоб нас считали отдельными словами и писали раздельно с другими словами!”
Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие.
А королева Грамматика издала даже закон: «Предлог – это слово. Предлог пишется отдельно с другими словами». А для того, чтобы ребята не ошибались, сделали приписку: «Между предлогом можно вставить другое слово или вопрос».
Найди слова с предлогом, вставляя между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Кошка сидит на печке. Мышка спряталась в норку. Птицу заперли в клетке. Лодка отплыла от берега. Машина подъехала к дому. Лодка отплыла от берега. Мышка убегает от кота. Девочка стоит у окна. Жираф смотрит из-за забора.
Поставь галочку между предлогом и словом.
Впиши между предлогом и словом другое слово или вопрос.
Кошка сидит на______________ печке.
Мышка спряталась в _______________ норку.
Птицу заперли в ________________ клетке.
Лодка отплыла от ________________берега.
Машина подъехала к ________________ дому.
Лодка отплыла от __________________берега.
Мышка убегает от__________________ кота.
Девочка стоит у____________________ окна.
Жираф смотрит из-за _________________ забора.
Поставь галочку между предлогом и словом.