Дифференциация гласных первого и второго ряда

Вставьте пропущенную букву а или я

У В..ли  з..в..ли  ром..шки.  Ир..,  Т..н..  и  В..л..  игр..ли  в  пр..тки. Ир..  водил..,  а Т..н..  и  В..л..  пр..т..лись.  Н..д..  и  Д..ш..  ед..т  л..пшу.  Кол..  р..д,  он  поп..л  в  первый  р..д.

___________________________________________________

Задание. Вставьте пропущенные буквы о или ё в словах

 Тел..н..к, козл..н..к, ут..н..к, лис..н..к, ягн..н..к,щен..к, жереб..н..к.

___________________________________________________

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы о или ё. Подчеркните буквы о, ё разными карандашами. Выделенные слова разбейте на слоги.

В п_ле раст_т бер_за. У неё белый ств_л и зел_ные лист_чки. Весн_й у бер_зы п_являются сер_жки. На бер_зах грачи вьют гн_зда.

___________________________________________________

Вставь пропущенные буквы у или ю.

Кр_жка, кл_ква, ляг_шка, кл_бника, вербл_ды, пар_сник, кл_бок, кр_чок, кл_шка, л_стра, м_равей, пр_жина, т,лень, кол_чий к_ст.

________________________________________________________

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы у или ю.

         Кат_ша  кормит  к_р.  К_ры  кл_ют  зёрна.  Ил_ша  л_бит  л_к.   _ля  надела  _бку.  Л_ба  и  Ил_ша  г_ля_т.  Я  вста_  рано  _тром. Ил_ша  рис_ет   ваз_.

__________________________________________________________

Дифференциация согласных по звонкости-глухости

Дифференциация Б – П

Закончи предложения, вставив нужные по смыслу слова.

Палка – балка              Старушка опирается на …..  .

                                      Крыша опирается на …..  .

Бочка – почка              Капусту засолили в …. .

                                      Листья появились из …..  .

Забыть – запить           Ссору надо ….  .

                                      Лекарство надо ….  .

Блещут  – плещут        В синем небе звёзды …. .

                                      В синем море волны ….  .

Дифференциация В – Ф

Вставь пропущенную букву В или Ф.

Кон_ета,   шо_ёр,  о_ощи,   _рукты,  мульт_ильм,  соло_ей,  _ерблюд,  ци_ра,  ке_ир,  пер_ый,  ян_арь,  дере_о.

Мама с_язала дочке но_ый шар_.

_    комнату   через  _орточку   _летел     _оробей.

_еде    _чера   купили   но_ый   _отоаппарат. __________________________________________________________

Дифференциация Г – К

Вставь букву к или г.

Матрёш_а,  сапо_и,  я_оды,  о_но,  о_онь,  ла_ерь,  ма_азин,  молото_, уголь_и,  соба_а,    за_ад_а,   тетрад_а,   дневни_,  руч_а,  учебни_,  за_лад_а,   по_ода,    _ роза,   вью_а,  раду_а,  _амень,   _ора.

_______________________________________________________________

                             Про_улка.

Мальчи_и пошли _улять в лес. Там они ис_али _рибы и я_оды.

Коля нашёл мно_о _рибов. У не_о подберёзови_и, _рузди, опята. Гриша набрал мно_о я_од. Домой дети прибежали довольные. У _оли полная _орзин_а  _рибов. У _риши целая бан_а я_од.

Мой весёлый, звон_ий мяч,

Ты _уда помчался вс_ачь?

Жёлтый, _расный, _олубой,

Не угнаться за тобой!

Дифференциация Д – Т

Вставь буквы т или д.

Каран_аш, моло_ок, с_ол, ме_ве_ь, во_олаз, космонав_, по_олок, кален_арь, пого_а, приро_а, конфе_а, побе_а, рабо_а, робо_, _орога.

Ухи_рились лю_и в цирке

Обучи_ь ме_ве_я с_ирке,

А морскую черепаху –

Гла_и_ь чис_ую рубаху.





У меня зазвонил _елефон.

К_о говори_?

Слон.

О_ку_а?

О_ верблю_а.

Ч_о вам на_о?

Шокола_а.

_ля кого?

_ля сына моего.

А много ли вам присла_ь?

_а пудов этак пять или шесть:

больше ему не съесть,

он у меня ещё маленький!

Дифференциация Ж – Ш

Вставь  пропущенные буквы ш или ж

Ко_ка, ё_ик, о_ибка, но_ик, Алё_а, поду_ка, лягу_ка,

 пиро_ок, дру_ок, лу_ок,  аба_ур, пара_ют, медве_онок,

ору_ие, сне_ок, мы_ка.

Ребяти_ки побежали к ма_ине. _еня вя_ет деду_ке  _илет. Ко_ка ле_ит  на ле_анке. По_арные поту_или по_ар.

Ма_ина бабу_ка  _ивёт на втором эта_е.

Дифференциация З – С

Вставь букву С или З.

Апель_ин, му_ыка, ве_на, берё_а, моро_ы, ве_ёлый, га_ета, во_дух, пе_ня,  _вё_ды, автобу_, гво_дика, кор_ина, капу_та, ре_инка, мага_ин, уго_тил, ку_нечик, опо_дал, хво_тик, гу_и, кра_ивый.

***

_пелый арбу_,  _ильный моро_, интере_ная _казка,  _лая _обака, _мелый по_тупок, _тарый _онтик, _аботливая се_тра.

Дифференциация согласных по аккустическому сходству

Дифференциация С -Ш

Вставьте букву С или Ш

У ки_ки игру_ка – плю_евый ми_ка,

У ми_ки игру_ка  – пу_и_тая ко_ка.

***

Шутка.

Ве_ёлая _тару_ка

Ве_ь день  _егодня  _ьёт.

За кругленькой кату_кой

_ледит пу_и_тый кот.

У_тала _ить  _тару_ка

И _ела у ворот,

А с кругленькой кату_кой

Играть пу_тил_я кот.

Закончите предложение, подобрав подходящее по смыслу слово.

Кашка – каска        Малышу  дали … .

                                 У пожарников железные ….  .

Мишка – миска      Соне купили плюшевого …  .

                                Дай собак … с супом.

Крыша – крыса      Надо чинить старую … .

                                 Мы видели большую страшную …  .

Уши – усы              У слона большие … .

                                 У дедушки пушистые …  .

Башня – басня       Мы видели Кремлевскую …  .

                                На уроке мы читали … Крылова. ______________________________________________________

Дифференциация С – Ц

Вставьте пропущенные буквы С или Ц

Пугови_а, мельни_ а, кури_а,  реди_ка, фоку_ы, капу_та, медведи_а, ро_инка, пти_ы, ко_тюм,  апель_ин, ли_а, кра_ота, птен_ы, коле_о, интере_но, ули_а, темни_а.

Лисица и заяц.

Увидела ли_и_а зай_а. Подкрала_ь к нему. Зая_   заметил ли_у и в ку_ты. Ли_и_а за ним. Зая_ за ку_т, и ли_а за ку_т. Куда зая_, туда и ли_и_а. _елый день гоняла_ь ли_и_а за зай_ем, но так и не поймала. Молоде_ зая_!

Дифференциация Ш – Щ

Вставь пропущенные буквы Ш или Щ.

_ёки красные у Са_и –

_ей он много ел и ка_и.

Лягу_ка,  я_ик, кле_и, матрё_ка, растеря_а, за_ита, помо_ь, при_епка, за_ёлка, ко_елёк, клю_ка, ватру_ка, и_ет, товари_и, ро_а.

Подрос у меня    _енок,

И вот накопил я денег,

Купил я ему поводок,

Купил дорогой о_ейник.

И цепь я ему принёс –

Отличную, выс_ей марки.

Но громко залаял пёс,

Ругая мои подарки.

Мягкий  знак  в  конце  слов.

1.     Закончи  предложение,  добавив  последнее  слово  с  мягким  знаком  на  конце  слова.

Без  ключа,  ты  мне  поверь, не  откроешь  эту     ________.                                  

В  лесу  мне  видеть  довелось,  как  грыз  кору  могучий  ________.

От  зубастых  щук  таясь,  стороной  проплыл  __________.

Думаю,  известно  всем,  дней  в  неделе  ровно  _________.

День  прошел,  пора  уж  спать,  в  спальне  ждет  меня  ___________.

Не  робей,  но  берегись,  в  том  лесу, где  бродит  __________.

1.     « Первый  и  последний»  Закончи  предложение,  вставляя  слово  с  мягким  знаком.

Первый  месяц  года  _____

Первый  месяц  зимы  _____

Последний  месяц  зимы ______

Первый  месяц  лета _____

Первый  месяц  осени _____

Последний  месяц  осени ______

Последний  месяц  года ______

2.     Добавь  недостающее  слово  с  мягким  знаком  на  конце  слова.

Дети  ловили  рыбу.   Пете  попался _______.   Васе _______,  а  Ване ________.

На   Севере  живут  разные  звери:  по  тундре  кочует  _________, а  на   льдинах  

живет _______,  бродит  огромный  белый  ___________.

Миша,  Коля  и  Сережа  – братья.  Сережа – самый   старший,  ему  скоро ______  лет. 

  Коля  и  Миша  ходят  в  детский  сад,  но  им  _______ лет. 

6.      Вставь  пропущенную  букву  “мягкий  знак”,  там  где  нужно.

Штрафной  удар _,  нержавеющая  стал _, густая  пыл _, сильный  жар _, белый  мел _, острый  угол _, каменный  угол _,  обширная  мел _, длинный  шест _, зеленая  ел _.

Весы  показывают  правильный  вес _.  Вес _  день  льет  дождь.  Саша  мыл _  мишку.

Хорошо  мыл _  лицо  и шею.  Щенок  лез _  под  крыльцо.  Не  лез _  на  крышу-

 упадешь.

Ел…  -могучее  дерево.   Саша  ел..  морковь.

Учител…  положил  мел… на  стол.    Корабль  сел  на  мел…

Пушистый  хор…  сидел  под  кустом.  Детский  хор…  пел  веселую  песню.

7.     Отгадай  загадки. 

В  воде  купался,  а  сух  остался  (  __   __  __  ь )

Поглядите,  поглядите –

Потянулись  с  неба  нити!

Что  за тоненькая  нить

Землю  с  небом  хочет  сшить?  ( __  __  __  __ ь)

Ты  откуда,  ты  откуда

Прилетел  к  нам, красногрудый?

– Облетел  я  всю  Сибирь.

– Как  зовут  тебя?    ( __  __  __  __  __  __ ь)

8. Отгадай    «кроссвордик»  

1. Слово  противоположное  слову  ночь.

          2.  Слово  противоположное  слову  печаль.

          3. Слово  близкое  по  значению    к  словосочетанию  сильный  дождь. 

          4. Слово  близкое  по  значению  к  словосочетанию  хищное  животное.

 9.   Измени  слова по  образцу.  Напиши  их  парами.

Образец:  кости –кость,  жуки- жук.

Кости –                    огни –                        шали –

Жуки –                    столы –                     уроки –

Дома –                     олени –                    кровати –

Гости  –                   голоса –                   стаканы – 

                                   Мягкий  знак  в   середине  слова.

10.  “Спрячь”  мягкий  знак  в  середину  слов.

День –  (деньки),   пень – _____,   капель – ______,   пень – _____,  конь – _____,  окунь -____,

11.    Спиши  слова,  вставляя,  где надо,  мягкий  знак.

Рел..сы               ден…ги                   стен…ка

Нел..зя                пал…то                  син…ка

Лен…та              тол…ко                  тон…кий

Пол…ка             ут…ки                    ал…бом

12.    Прочитай  слова,  вставляя, где  надо  мягкий  знак.

        Сил…ный               фил…м                     вол…чата

       Пчел…ки                 бол….ной                 крол..чата

       Гор….кий                хлеб…ный                рас…тут

       Сед…мой                вер…ба                      дал…ше

       Селед…ка              мален….кий               пал..чик

13.    Подбери  словечко.

 С ветки  слетела  гал..ка.

Под  ногами  скрипит  речная гал..ка.

В  костре  догорали  угол..ки.   Не  мни  мне  в  книгах  угол…ки.

На  стене  висит  книжная  пол….ка.   Пол…ка – это  быстрый  танец.

14.    Прочитай  слова.  Как  назвать  одним словом?

Пальма, апельсин,  ольха,  колокольчик,  васильки,  тюльпан,  мальва,  редька.

Раздели  слова  для  переноса   по  образцу.  Образец: паль –ма.

15. Прочитай  слова.  Какое  слово  с  мягким  знаком  «спряталось»  в  каждом  из  слов?   Апельсин,  понедельник,  вельвет,  сельдь,  пельмени,  мельница.

     16.  Измени  слова  по  образцу

     Катя –Катенька

    Надя ___……

    Оля ___…….

    Маша ___…..