Программа работы клуба:
Свердловская область
Городской округ «Город Лесной»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №76»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб «Эрудит»
Составитель:
Загвоздкина Алла Геннадьевна,
учитель-логопед МАОУ «СОШ № 76»
г. Лесной 2017
Аннотация
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Эрудит» для 2-4 классов по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373), на основе Закона об образовании, Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Цели создания клуба «Эрудит»
– способствовать речевому развитию младших школьников;
– развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Актуальность программы курса обусловлена необходимостью
- развития связной речи обучающихся, навыков осознанного чтения;
- знания и умения, необходимые для организации познавательной деятельности, в будущем станут основой для обучения в среднем и старшем звене школы.
Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Задачи:
- развитие и обогащение интеллектуальной сферы младших школьников, расширение круга их интересов;
- развитие умения правильно формулировать вопросы и логично выстраивать ответы, используя дополнительную информацию в справочной литературе;
- знакомство с различными способами поиска информации;
- развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; навыки активного чтения;
- развитие интереса к исследовательской деятельности;
Формы и режим занятий
Занятия проходят во внеурочное время, во второй половине дня, 1 раз в месяц, проходят в форме нетрадиционных уроков, конференций, защиты проектов. На занятиях используются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы работы. Занятие имеет несколько составных частей: фронтально – интерактивную, деятельностно-групповую, презентативную.
Познавательные игры способствуют развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей познавательной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочной литературе. Участвуя в познавательных играх, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. У них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.
Работа клуба проводится в два этапа:
Первый – подготовительный. Цель его – увлечь детей познавательной деятельностью, игрой, приобщить их к радости открытия новых, неожиданных сведений о, казалось бы, привычных вещах или явлениях.
Второй этап – это, собственно, и есть реализация идеи клуба «Эрудит». Дети уже стремятся не только получить знания, но и поделиться своими открытиями. Они уже жаждут быть услышанными и интересными, понятыми и оцененными по достоинству своими слушателями. Обучающимся уже в большей степени отводится роль в ведении заседаний клуба. Они могут предлагать темы заседаний, продумывать вопросы для хода заседания и выбора информации, распределять роли, назначать ответственных.
Так же, целью работы клуба «Эрудит» является научить детей находить необходимую информацию в научно-популярной и справочной литературе. Поэтому на каждом этапе работы клуба были введены занятия, цель которых – научить детей работать с различными видами энциклопедий.
Познавательная деятельность младших школьников при проведении занятий клуба «Эрудит»» имеет отличительные особенности:
- имеет интеллектуальную направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержании познавательной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
Обучающиеся должны научиться:
- выделять объект изучения;
- пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
- вести наблюдения окружающего мира;
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- работать в группе.
Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе проведения заседаний клуба «Эрудит» во 2-4-х классе:
Познавательные УУД:
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
- умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
- смысловое чтение, извлечение информации;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
- умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
- самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
- различение способа и результата действий;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.
Коммуникативные УУД:
- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Личностные УУД
- Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
- Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
- Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).
Учебно-тематический план занятий во 2-4 классе
Примерное тематика заседаний клуба «Эрудит»
2 класс
- «Как человек научился считать и писать»
- «Про тетрадь и карту, карандаш и парту… или о том, что нас окружает в школе» – игра-путешествие в историю школьных предметов
- «В гостях у жителей подводного царства»
- «Таинственный мир динозавров»
- «Защитники Отечества: от богатырей до современных воинов»
- «Путешествие по стране «Мульти –Пультии»
- «Откуда берутся Деды Морозы, или как в разных странах встречают Новый год»
- «Про дрессированных животных и людей, которые их дрессируют»
- «В стране сказок и приключений» – литературная игра
3 класс
- «Кто ответит: «Почему?» – игра-знакомство с энциклопедиями «Что такое? Кто такой?» (универсальными энциклопедиями)
- «Эти удивительные животные»
- «В мире загадочных растений»
- «Как человек стал изобретателем?»
- Новогоднее «Поле-чудес»- игра с элементами театрализации.
- Литературная игра по сказкам зарубежных писателей 20 века.
- «С днём рождения, Смех!»
- «В солнечном царстве, космическом государстве» – игра-путешествие по космосу.
- Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина.
4 класс
- «Конкурс веселых и начитанных».
- Пресс-конференция заочных путешественников «Что ни край, то обычай».)(2 занятия)
- «Шляпная» дискуссия «История обыкновенных вещей»
- «Чудеса и тайны планеты».
- «НЛО – миф или реальность?
- «Там чудеса, там леший бродит…» – верования древних славян.
- Семинар знатоков.
Тема заседания клуба может быть изменена по желанию детей.
Список источников информации
- Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
- Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..
- Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
- Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7-8 лет. – Ярославль: Академия Развития, 2006 г.
- Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления для детей 5-6 лет – Ярославль: Академия Развития, 2006 г.
- Савенков А. И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь. Для детей 8-9 лет – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей. Для детей 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
- Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. Для детей 6-7 лет – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004 г.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
- Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. – М.: «Знание», 1990.
- Рабочая концепция одаренности. – М: ИЧП Изд-во Магистр, 1998.
- Вообрази себе. Поиграем – помечтаем//под ред. Г.Т. Сажиной – М.: «Эйдос», 1994