Пояснительная записка к рабочей коррекционно-развивающей логопедической программе:
Речевое заключение:
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи III – IV уровня .
Краткая характеристика проявлений речевого дефекта:
Учащиеся данных групп имеют:
которое проявляется:
- в несформированности звуковой стороны речи:
– множественные дефекты звукопроизношения (Гетман Диана, Коротких Костя, Черных Люба, Конюков Владик) и невнятное («смазанное») произношение у остальных детей групп;
– в недостаточной сформированности фонематических процессов: ошибки при воспроизведении слоговых цепочек, несформированости навыков звукового анализа;
2) в искажении звуко-слоговой структуры слова;
3) в недостаточной сформированности навыков языкового анализа (ошибки при определении количества слогов в слове, ошибки при подсчете слов в предложении);
4) в нарушениях лексико-грамматического строя речи: недостаточно сформирован грамматический строй (отсутствуют сложные синтаксические конструкции, недостаточный словарный запас, ошибки в словообразовании, словоизменении)
Возможные следствия несформированности устной речи:
– Недостаточная сформированость предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
– Недостаточная сформированость (отсутствие) предпосылок к успешному овладению грамотой.
– Трудности овладения письмом и чтением.
– Недостаточное понимание учебных заданий, указаний инструкций педагога.
– Трудности овладения учебными понятиями, терминами.
– Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.
– Недостаточное развитие связной речи.
– Недостаточная сформированость предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Недостаточное развитие способности к переключению.
- Слабое развитие словесно-логического мышления.
- Слабая слухоречевая память.
- Недостаточный уровень развития самоконтроля.
следствия
– Трудности формирования учебных умений (планирование работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Устная форма речи и психологические особенности
– Трудности освоения программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Основные направления коррекционной работы.
1.Укрепление соматического состояния: согласования лечения у педиатра, врача ЛФК, рекомендации родителям; использование здоровьесберегающих технологий организации урока
2.Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы: направление на консультацию к невропатологу, психотерапевту; согласование лечения и других видов помощи.
3. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации, совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат.
4. Развитие произвольной моторики пальцев рук.
5. Развитие моторики артикуляционного аппарата: совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы.
6 Формирование правильного звукопроизношения
7. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа: обучение опознаванию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества, последовательности звуков и слогов в слове.
8. Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи: формирование умения понимать и строить предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по различным темам. Активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения; составление предложений и рассказов.
- Развитие навыков чтения и письма: закрепление связей звуков и букв; навыков звуко-буквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного.
10.Формирование навыков организации учебной работы.
11.Развитие наблюдательности к языковым явлениям Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключению.
Общее количество часов: 59.
Поурочное планирование работы с группами детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (1 класс)
№ по порядку | Тема | Количество часов | Элементы содержания урока; основные коррекционные задачи | Планируемые предметные результаты | Характеристика деятельности учащихся | Обеспече-ние | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||
1 | Речь. Вводное занятие. | 1 | Понятие «Речь»; как появилась речь и для чего она нужна;Убедить детей в важности красивой и правильной речи; Дать представление о лексическом богатстве русского языка; Объяснение целей логопедических занятий;Знакомство с правилами поведения на занятиях. | Обучающиеся должны овладеть понятиями язык и речь, узнать их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Русский язык — родной язык русского народа. | Активно воспринимать информацию, отвечать на вопросы, размышлять, Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи. Участвовать в мини-театрализации, в совместной игре. Развитие умения вступать в учебный диалог, развитие умения общаться | Предметные и сюжетные картинки, электронная презентация | |||
2 | Слово. Предложение. | 1 | Формирование представлений о слове, как единице речи, имеющей значение;Формирование представлений о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль; Научить обозначать предложение и слова в предложении полосками – символами.Тренировать в составлении предложений; | Учащиеся научатся понимать различие слова и предложения; слова и набора разных звуков. Учащиеся получат и закрепят начальные навыки составления предложений по картинке; количественного анализа предложения при помощи карточек-фишек «Схема предложения»; | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложений по картинке | Карточки, для составления схем предложений. Серия сюжетных картинок для составления предложению | |||
3 | Органы речи. Звуки. Речевой и неречевой звук. | 1 | Дать понятие «Звук». Научить различать речевые и неречевые звуки;Познакомить детей со строением и функциями речевого аппарата;.Учить наблюдать за тем, как, с помощью каких органов образуются звуки речи;Развитие подвижности артикуляционного аппарата. | Учащиеся на практике овладеют понятиями «Звук; звуки речевые и неречевые». Узнают органы речи, их названия и значение. Овладют комплексом артикуляционной гимнастики. | Активное восприятие информации. Осознание назначения органов речи, уточнение их названий и функций. Выполнение артикуляционных упражнений. Наблюдение за различиями речевых и неречевых звуков. | Изображение артикуляционного аппарата; зеркала, аудиосопровож-дение. | |||
4 | Звуки речи. Звуки гласные и согласные | 1 | Уточнение и закрепление понятий гласный и согласный звук с опорой на работу речевых органов;Уточнение представлений о существенных признаках и различиях гласных и согласных звуков;Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ;Развитие фонематического слуха | Учащиеся научатся дифференцировать звук и букву с опорой на пиктограммы; понимать отличительные признаки гласного и согласного звука; понимать обозначения гласного и согласного звука в звуковой схеме. | Активно воспринимать информацию. Передавать услышанное своими словами. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Умение наблюдать, делать выводы Закреплять навык доказательной речи. | Зеркала, звуковые линейки, фишки-символы. Плакат «Звуки» Схемы «Положение губ при артикуляции гласных звуков» | |||
5 – 6 | Гласные звуки. Звук и буква «А». Лексическая тема «Овощи» | 2 | Развитие навыка звукового анализа, умения определять место звука в слове;Развитие фонематического слуха;Закрепление образа буквы | Обучающиеся должны овладеть понятиями «Гласные звуки, их особенность. Звук «А» – гласный»; развить умение слышать и выделять его среди других звуков, а также в слогах, словах; обозначать буквой. Уточнение словаря по лексической теме, умение составлять рассказ-описание об овоще по опорным схемам. | Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «А» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв. наблюдение, попытки делать выводы; обобщение своих знаний, связанных с жизненным опытом, построение высказываний по схеме. | Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.11, предметные и сюжетные картинки. Плакат «Лесная школа» . индивидуальный раздаточный материал; | |||
7 | Гласные звуки. Звук и буква «О». Лексическая тема «Осень» | 1 | Развитие навыка звукового анализа;Развитие подвижности артикуляционного аппарата;Развитие фонематического слуха;Закрепление образа буквы;Уточнение временных представлений;Обогащение словаря детей по лексической теме «Осень» | Гласные звуки, их особенность. Звук «О» – гласный. Умение слышать и выделять его среди других звуков, а также в слогах, словах. Обозначение буквой. Понятия «Время года», «Осенние месяцы» Работа по составлению и распространению предложений об осени. | Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «О» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания связанные с жизненным опытом и делиться впечатлениями | Плакат «Звуки», р/т Триггер 1 с.13-17, предметные и сюжетные картинки индивидуальный раздаточный материал; .. Плакат «Лесная школа» | |||
8 | Дифференциация [А] – [О] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема «Деревья и листья осенью» | 1 | Развитие фонематического слуха;Развитие умения выделять [А] и [О], опираясь на слуховой контроль и положение губ при артикуляции в слогах, словах и предложениях.Развитие связной речиОбогащение словаря по теме «Деревья и листья осенью» | Обучающиеся должны овладеть понятиями Звуки «А» и «О» – гласные, но их произношение различается. Умение различать звуки и соотносить их с конкретной буквой. Умение подбирать слова-антонимы и использовать сравнительные степени прилагательных для составления сравнительной характеристики деревьев и листьев. | Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [А] – [О] Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания связанные с жизненным опытом и делиться впечатлениями | Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки. индивидуальный раздаточный материал; . Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
9 | Звук и буква «У». Лексическая тема «Домашние птицы» | 1 | Развитие умения выделять звук [У] в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквыРазвитие артикуляционной и мелкой моторики;Обогащение словаря детей по теме «Домашние птицы»Развитие связной речи: развитие умения давать полные ответы, пересказывать текст | Обучающиеся должны овладеть понятиями «Гласные звуки», их особенность. Гласные служат для образования слогов Звук «У» – гласный. Умение слышать и выделять его среди других звуков, а также в слогах, словах-названиях домашних птиц. Обозначение буквой. Умение составлять рассказ о домашней птице по опорным схемам | Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «У» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания, описывать и делиться впечатлениями | Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.27-31, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов.Опорные схемы для составления рассказа. | |||
10 | Дифференциация звуков [О] – [У] Лексическая тема «Перелетные птицы» | 1 | Развитие фонематического слуха;Развитие умения выделять на слух и по положению губ при артикуляции [У] и [О] в слогах, словах и предложениях. | Обучающиеся должны овладеть понятиями звуки «О» и «У» – гласные, но их произношение различается. Уметь различать звуки и соотносить их с конкретной буквой. Знать названия перелетных птиц; пробовать пересказывать. | Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [О] – [У]. Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания, слушать и пересказывать, делиться впечатлениями | Плакат «Звуки», р/т Триггер№1 с.35, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов. | |||
11 | Звук и буква «И». Лексическая тема «Игрушки» | 1 | Развитие умения выделять звук [И] в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквыРазвитие фонематических процессов;Воспитание внимания, наблюдательности;Развитие связной речи и обогащение словаря по лексической теме; | Гласные звуки, их особенность. Гласные служат для образования слогов. Звук «И» – гласный. Умение слышать и выделять его среди других звуков, а также в слогах, словах. Обозначение буквой. Уметь составлять рассказ о любимой игрушке по опорным схемам | Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «И» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Вступление в диалог; обобщение своих знаний, обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами. | Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с. 69, предметные и сюжетные картинки, игрушки. Фишки для обозначения звуков и слов. Опорные схемы для составления рассказа. | |||
12 | Звук и буква «ы». | 1 | Развитие умения выделять звук [Ы] в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквы;Развитие фонематических процессов;Развитие внимания, памяти;Развитие мелкой и артикуляционной моторики;Развитие связной речи: умения отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст;Обогащение словаря. | Гласные звуки, их особенность. Гласные служат для образования слогов. Звук «ы» – гласный. Умение слышать и выделять его среди других звуков, а также в слогах, словах. Обозначение буквой. Уметь изменять слова, согласовывать существительные и прилагательные. Учиться пересказывать. | Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «Ы» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Вступление в диалог; обобщение своих знаний, обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами. | Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.23-25, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов. | |||
13 | Дифференциация звуков [Ы] – [И]. Лексическая тема «Дикие животные Урала» | 1 | Развитие умения распознавать на слух и с опорой на артикуляцию звуки [Ы] – [И];Развивать умение выделять мягкий и твердый согласный перед [Ы] – [И] соответственно;Развивать умение давать полные, развернутые ответы. | Звуки «ы» и «и» – гласные, но их произношение различается. Умение различать звуки и соотносить их с конкретной буквой. Знать названия диких животных. | Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [Ы] – [И]. Вступление в диалог; обобщение своих знаний, обмен впечатлениями, составление пересказа. | Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
14 | Закрепление темы «Гласные звуки» | 1 | Закрепить понятие «Гласный звук»;Закрепить умение различать гласные звуки на слух и по положению губ при артикуляции.Слогообразующая роль гласных;Путешествие по «Буквограду» | Обучающиеся должны закрепить понятие «Гласные звуки» Знать особенности произношения гласных; схемы артикуляции гласных; роль гласных в слове и слоге; уметь составлять слова из слогов, | Различать в речи и выделять гласные звуки. Участие в игре-путешествии; выполнение заданий сказочных героев; Обобщение и закрепление знаний | Схемы артикуляции гласных; Сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов. | |||
2-я четверть | |||||||||
15-16 | Слог. Деление слов на слоги. Лексическая тема: «Зоопарк» | 2 | Уточнение представлений о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха;Развить умение различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков;Развитие чувства ритма;Учить четко произносить слова с различной слоговой структурой.Развитие навыка слитного прочтения слогов. | Учащиеся должны закрепить понятие слог; научиться различать слово и слог, делению слов на слоги; выделению гласных в слогах. Уметь плавно читать слоги Определять количество в слове слогов.Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. .Знать название животных, уметь делить эти слова на слоги. | Активное слушание, постановка вопросов, умение уточнять, делать выводы. Установление зависимости количества слогов в слове от количества гласных звуков; – делать логические умозаключения Участие в игре, согласование своих действий с товарищами по игре, контроль эмоций. | Слоговое лото «Зоопарк»; веера цифр, слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; | |||
17 – 18 | Ударение. | 2 | Cформировать представление об особенностях ударного слога и роли ударения в слове;Развитие фонематического слуха;Развитие чувства ритма;Развивать умение слышать ударный гласный, выделять ударный слог; | Учащиеся должны закрепить умение ставить ударение, выделять ударный слог, используя «кричательный» и «шептательный» способы, предложенный Бондаренко А.А. Уметь воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивая, отхлопывая); обозначение значка ударения на письме. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое слово | Наблюдение над ролью словесного ударения в слове, осознание его значимости в речи. Определение ударения в слове, нахождение наиболее рациональных способов определения ударения в слове. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Различать ударные и безударные слоги. Составлять простейшие слогоударные модели слов. | Сюжетные картинки. электронная презентация | |||
19 – 20 | Согласные звуки. Лексическая тема «Зима» | 2 | Уточнение представлений о том, как произносятся согласные звуки;Закрепления знаний о различиях между гласными и согласными звуками;Уточнение временных представлений | Обучающиеся должны научиться определять отличие согласных и гласных звуков; особенности произношения согласных; Узнают, какими бывают преграды для воздуха, для чего они служит Закрепят понятие «Время года», «Зимние месяцы». Будут учиться подбирать слова-синонимы и антонимы для описания зимней природы и погоды. | Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Вступление в диалог; обобщение своих знаний, обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами. | Зеркала, схемы артикуляции. Фишки для обозначения звуков и слов. Электронная презентация | |||
21 – 22 | Твердые и мягкие согласные звуки. Лексическая тема «Зима. Зимняя одежда» | 2 | Развивать умение различать на слух и с опорой на кинестетические ощущения от артикуляции твердое и мягкое звучание согласных звуков;Развитие артикуляционной моторики;Уточнить представление о том, что на письме мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой;Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зима. Зимняя одежда» | Обучающиеся будут знать, как различать твердость и мягкость согласных; как гласные буквы помогают правильно читать согласные; учиться выделять твердые и мягкие согласные в словах-названиях зимней одежды обозначать цветовыми фишками. Учиться строить сложные предложения, используя сочинительную и подчинительную связь при описании зимней одежды по схемам-опорам. | Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Различать изолированно и в слове мягкие и твёрдые согласные звуки. построение сложных предложений Умение быть вежливым в предлагаемой ситуации | Плакат«Звуки» «звуковые» домики, фишки Дидактич. игры «Твердые и мягкие согласные» «Зимняя одежда» | |||
23 – 24 | Звонкие и глухие согласные звуки. | 2 | Развивать умение различать согласные по звонкости – глухости через тактильно-вибрационный и акустический контроль;Формирование самоконтроля в процессе письма;Развитие подвижности артикуляционного аппарата;Развитие связной речи и обогащение словаря по лексической теме. | Обучающиеся должны овладеть способами различения согласных по звонкости-глухости; .научиться ориентироваться по звуковому ряду на ленте букв. | Различать изолированно и в слове звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки. Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. «Домики звуков» «Лента букв» | |||
25 | Звуки [Б] и [Б`]. Буква «Б. б». Лексическая тема «Дикие животные зимой» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Б] и [Б`]Дифференциация [Б] – [Б`] в слогах, словах и предложенияхУточнение и обогащение словаря по лексической теме;Развитие связной речи через воспитание умения давать полные, развернутые ответы на вопросы. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях; уметь обозначать звук буквой; уметь составлять описательный рассказ о белке. | Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы; Умение классифицировать, сравнивать, обобщать. | Плакат«Звуки» Сюжетные картинки и предметные картинки о белке.. Фишки для обозначения звуков и слов. Электронная презентация | |||
26 | Звуки [П] и [П`]. Буква «П». Лексическая тема «Зимние виды спорта». | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [П] и [П`]Дифференциация [П] – [П`] в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «П». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия зимних видов спорта, уметь объяснить их значимость и правила, используя сложноподчиненные предложения. Уметь отвечать на вопросы развернутыми предложениями. | Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы; Умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Построение монологических и диалогических высказываний по опорным схемам . | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. индивидуальный раздаточный материал; Электронная презентация | |||
27 – 28 | Дифференциация [Б] – [П] и [Б`] – [П`]. Лексическая тема «Зимние забавы. Новый год» | 2 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Б – П;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, слуховой памяти | Обучающиеся будут уметь различать звуки «Б» и «П» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме; Уметь рассказывать о зимних развлечениях и праздновании Нового Года | Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Б] – [П]. Умение строить монологическое высказывание, делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт, фантазировать. | Игровое оборудование, сюжетные и предметные картинки. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
3 – я четверть | |||||||||
29 | Звуки [Ф] – [Ф’] . Буква “Ф”. Лексическая тема «Фокусы, фокусники» | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Ф] и [Ф`]Дифференциация [Ф] – [Ф`] в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «В». Уметь обозначать звук буквой. | Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы; Умение слушать, наблюдать и делать выводы, обобщать. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал; | ||||
30 | Звуки [В] – [В’] Буква В. «Похищение ведьмой буквы «В» | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [В] и [В`]Дифференциация [В] – [В`] в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «В». Уметь обозначать звук буквой. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, наблюдать и делать выводы, принимать участие в коллективной деятельности | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданиями индивидуальный раздаточный материал; | ||||
31 | Дифференциация [В] – [Ф]; [В’] – [Ф’]. | Развитие навыков дифференциации звуков и букв B – Ф;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся будут уметь различать звуки «В» и «Ф» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме. | Участие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев, направленных на развитие умения дифференцировать звуки. Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [В] – [Ф]. Умение слушать, наблюдать и делать выводы, обобщать. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. Карточки с заданием «Вставь букву» | ||||
32 | Звуки [Д] – [Д’] . Буква «Д» Лексическая тема «Дом» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Д] и [Д`]Дифференциация [Д] – [Д`] в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Д». Уметь обозначать звук буквой. Уметь отвечать на вопросы сложными предложениями, используя подчинительную связь с союзом «чтобы» | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение строить высказывание по плану, фантазировать и высказывать замыслы, выслушивать собеседника. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; Карточки для развития зрительного восприятия. | |||
33 | Звуки [Т] и [Т`] Буква «Т». Лексическая тема «Техника» | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Т] и [Т`]Дифференциация [Т] – [Т`] в слогах, словах и предложенияхЗакрепление зрительного образа буквы печатной и письменной. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Т». Уметь обозначать звук буквой. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение классифицировать, систематизировать | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; | ||||
34 – 35 | Дифференциация [Д] – [Т] ( [Д`] – [Т`]) | 2 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Д – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся будут уметь различать звуки «Т» и «Д» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме. | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Д] – [Т]. Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять; | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
36 | Звуки [К] и [К`]. Буква «К». Лексическая тема «Профессии». | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [К] и [К`]Дифференциация [К] – [К`] в слогах, словах и предложенияхРазвитие связной речи через воспитание умения давать полные, развернутые ответы на вопросы. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «К». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия профессий, составлять предложения о деятельности людей. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение вступать в учебно-познавательный диалог, высказывать свое мнение. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; Электронная презентация | |||
37 | Звуки [Г] и [Г`]. Буква «Г» Лексическая тема «Город» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Г] и [Г`]Дифференциация [Г] – [Г`] в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти. | Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуках по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Г». Уметь обозначать звук буквой. Уметь рассказать о городе по плану в картинках. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять; | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; электронная презентация | |||
38 | Дифференциация [К] – [Г] ([К`] – [Г`]) «К» и «Г» в плену у Кощея Бессмертного и Бабы-Яги» | 2 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Г– К;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «К» и «Г» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Участие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев. Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптических образов букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [К] – [Г]. Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять; Овладение формами вежливого обращения с просьбой к собеседнику; | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
39 | Звуки [С] и [С`]. Буква «С». Лексическая тема «Защитники Отечества» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [С] и [С`]Дифференциация [С] – [С`] в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти. | Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «С». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия родов войск; Уметь согласовывать существительные с числительными в роде , числе, падеже | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог. | Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки Карточки для развития зрительного восприятия. | |||
40 | Звуки [З] и [З`]. Буква «З». Лексическая тема «Земля». | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [З] и [З`]Дифференциация [З] – [З`] в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти. | Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «З». Уметь обозначать звук буквой. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог | Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки Карточки для развития зрительного восприятия. | |||
41 | Дифференциация [С] – [З] ([С`] – [З`]). Лексическая тема «Времена года. Календарь. Весна» | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв С – З;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «С» и «З» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме Совершенствовать временные представления, знать названия весенних месяцев. | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [З] – [С]. Умение обобщать, сравнивать, доказывать, классифицировать; строить монологическое высказывание . | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
42 | Звук [Ш] и буква «Ш». | 1 | Закрепление правильного произношения звука [Ш] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях | Обучающиеся должны научиться различать звук Ш в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; Карточки для развития зрительного восприятия | |||
43 | Дифференциация [Ш] – [С] | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв С – Ш;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуков; | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ш» и «С» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [С] – [Ш]. Умение слушать, наблюдать и делать выводы, принимать участие в коллективной деятельности | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы.. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
44 | Звук [Ж] и буква «Ж». Лексическая тема «Животные» | 1 | Закрепление правильного произношения звука [Ж] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях ;Развитие внимания, памяти. | Обучающиеся должны научиться различать звук Ж в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; Карточки для развития зрительного восприятия | |||
45 | Дифференциация [Ш] – [Ж]. | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ш – Ж;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков; | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ш» и «Ж» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптических образов букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ж] – [Ш]. Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами | |||
46 | Звуки [Р] – [Р`] . Буква «Р». Лексическая тема «Транспорт» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Р] и [Р`]Дифференциация [Р] – [Р`] в слогах, словах и предложениях;Закрепление правильного произношения звуков;Закрепление оптического образа буквы; | Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «Р». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия транспорта, овладеть понятиями «наземный», «воздушный», «водный» и т.д. Уметь описывать транспортное средство по схеме. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание в соответствии со схематичным планом | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, схема для составления рассказа. | |||
4-я четверть | |||||||||
47 | Звуки [Л] – [Л`]. Буква «Л». Лексическая тема «Инструменты» | 1 | Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Л] и [Л`]Дифференциация [Л] – [Л`] в слогах, словах и предложениях;Закрепление правильного произношения звуков;Закрепление оптического образа буквы;Развитие внимания, памяти. | Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «Л». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия инструментов. Уметь строить сложноподчиненные предложения с союзными словами для того, чтобы | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание по устному образцу | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал; | |||
48 | Дифференциация [Р] – [Л] ([Р`]- [Л`]) Лексическая тема «Бытовые электроприборы» | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Р – Л;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуков | Обучающиеся должны научиться ь различать звуки «Р» и «Л» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме Знать слова-названия бытовой техники, уметь объяснять ее назначение | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Р] – [Л]. Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание в соответствии со схематичным планом | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами | |||
49 | Звук [Ч] и буква «Ч». Лексическая тема «Часы. Время». | 1 | Закрепление правильного произношения звука [Ч] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях | Обучающиеся должны научиться различать звук Ч в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану. Совершенствование временных понятий; развитие навыка подбора родственных слов | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, вести учебный диалог, высказывать мнение. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием | |||
50 | Дифференциация [Ч] – [Т`] Лексическая тема «Весна в природе» | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ч – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ч» и «Т» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме. Совершенствовать временные представления, знать названия весенних месяцев; совершенствование навыка подбора слов-синонимов, определений. | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ч] – [Т]. Умение пересказывать, строить самостоятельное высказывание | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал; | |||
51 | Звук [Щ] и буква «Щ». Лексическая тема «Собаки и щенки». | 1 | Закрепление правильного произношения звука [Щ] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях | Обучающиеся должны научиться различать звук Щ в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану. Знать породы собак строить предложения, повествующее о службе и назначении собак; пересказывать. | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. карточки для развития зрительного восприятия | |||
52 | Дифференциация [Щ] – [Ш`] «Похищение буквы «Щ» Кощеем Бессмертным» | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Щ – С;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Щ» и «Ш» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Участие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ш] – [Щ]. Умение доказывать, рассуждать | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. Карточки с заданием «Вставь букву» | |||
53 | Дифференциация [Щ] – [Ч] Лексическая тема «Приметы весны. Первые цветы» | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Щ –Ч; Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Щ» и «Ч» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ч] – [Щ]. Умение наблюдать, делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием, Слоговое лото «Цветы» | |||
54 | Звук [Ц]. Буква «Ц». Лексическая тема «Цирк». | 1 | Закрепление правильного произношения звука [Ц] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях | Обучающиеся должны научиться различать звук Ц в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану | Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт, строить связное высказывание по картинному плану. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. карточки для развития зрительного восприятия | |||
55 | Дифференциация [Ц] – [С]. Лексическая тема «Труд людей весной». | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ц – С;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков; | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ц» и «С» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ц] – [С]. Владение умениями наблюдать и оценивать на уровне обыденного опыта и знаний различные жизненные ситуации. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием | |||
56 | Дифференциация [Ц] – [Т]. Лексическая тема «День Победы». | 1 | Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ц – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памяти | Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ц» и «Т» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме | Выделение звуков, рассказ о них по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ц] – [Т]. Умение слушать, вести учебный диалог; умение осознавать и выражать эмоциональные переживания. | Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал; | |||
57 -59 | Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа | 3 | Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза; | Обучающиеся должны научиться отгадывать загадки. Закрепить навык звукового анализа слов | Умение участвовать в игре, контролировать эмоции | Дидактические игры «Ума палата», «Азбука поведения» индивидуальный раздаточный материал; | |||
Планируемый результат
По истечении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения должны быть:
- сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки;
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас, уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т. д.