Пояснительная записка к рабочей коррекционно-развивающей логопедической программе:

Речевое заключение:

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи III – IV уровня .

Краткая характеристика проявлений речевого дефекта:

Учащиеся данных групп имеют:

 которое проявляется:

  1. в несформированности звуковой стороны речи:

–  множественные дефекты звукопроизношения (Гетман Диана, Коротких Костя, Черных    Люба, Конюков Владик) и невнятное («смазанное») произношение у остальных детей групп;

–  в недостаточной сформированности фонематических процессов: ошибки при воспроизведении слоговых цепочек, несформированости навыков звукового анализа;

2)  в искажении звуко-слоговой структуры слова;

3)  в недостаточной сформированности навыков языкового анализа (ошибки при определении количества слогов в слове, ошибки при подсчете слов в предложении);

4)  в нарушениях лексико-грамматического строя речи: недостаточно сформирован грамматический строй (отсутствуют сложные синтаксические конструкции, недостаточный словарный запас, ошибки в словообразовании, словоизменении)

Возможные следствия несформированности устной речи:

– Недостаточная сформированость предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза   звукового состава слова.

– Недостаточная сформированость (отсутствие) предпосылок к успешному овладению грамотой.

– Трудности овладения письмом и чтением.

– Недостаточное понимание учебных заданий, указаний инструкций педагога.

– Трудности овладения учебными понятиями, терминами.

– Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы.

– Недостаточное развитие связной речи.

– Недостаточная сформированость предпосылок к продуктивному овладению программой обучения родному языку.

Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  3. Недостаточное развитие способности к переключению.
  4. Слабое развитие словесно-логического мышления.
  5. Слабая слухоречевая память.
  6. Недостаточный уровень развития самоконтроля.

                                                                           следствия

– Трудности формирования учебных умений (планирование работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Устная форма речи и психологические особенности

Трудности освоения программы начального обучения вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

Основные направления коррекционной работы.

1.Укрепление соматического состояния: согласования лечения у педиатра, врача ЛФК, рекомендации родителям; использование здоровьесберегающих технологий организации урока

2.Уточнение нервно-психического состояния и укрепление нервной системы: направление на консультацию к невропатологу, психотерапевту; согласование лечения и других видов помощи.

3. Развитие общей моторики, зрительно-пространственной ориентации, совершенствование статической и динамической организации движений, функций пространственных координат.

4. Развитие произвольной моторики пальцев рук.

5. Развитие моторики артикуляционного аппарата: совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы.

6 Формирование правильного звукопроизношения

7. Развитие функций фонематического слуха и навыков звукового анализа: обучение опознаванию, различению, выделению звуков, слогов в речи; определению места, количества, последовательности звуков и слогов в слове.

8. Развитие и совершенствование лексико-грамматического строя речи: формирование умения понимать и строить предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по различным темам. Активизация использования предложных конструкций, навыков словообразования, словоизменения; составление предложений и рассказов.

  • Развитие навыков чтения и письма: закрепление связей звуков и букв; навыков звуко-буквенного анализа, знаний орфографических правил; совершенствование техники письма и слитного чтения с пониманием прочитанного.

               10.Формирование навыков организации учебной работы.

11.Развитие наблюдательности к языковым явлениям Развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления, самоконтроля, способности к переключению.

Общее количество часов: 59.

Поурочное планирование работы с группами детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи (1 класс)

 № по порядку  ТемаКоличество часовЭлементы содержания урока; основные коррекционные задачиПланируемые предметные результатыХарактеристика деятельности учащихсяОбеспече-ние
1234567
1Речь. Вводное занятие.1Понятие «Речь»;  как появилась речь  и для чего она нужна;Убедить детей в важности красивой и правильной речи; Дать представление о лексическом богатстве русского языка;   Объяснение целей логопедических занятий;Знакомство с правилами поведения на занятиях.Обучающиеся должны овладеть понятиями язык и речь, узнать их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Русский язык — родной язык русского народа.  Активно воспринимать информацию, отвечать  на вопросы, размышлять, Высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов. Приобретать опыт в различении устной и письменной речи.  Участвовать  в мини-театрализации, в совместной игре. Развитие умения вступать в учебный диалог, развитие умения общатьсяПредметные и сюжетные картинки, электронная презентация
2Слово. Предложение.1Формирование представлений о слове, как единице речи, имеющей значение;Формирование представлений о предложении, как единице речи, выражающей законченную мысль; Научить обозначать предложение и слова в предложении полосками – символами.Тренировать в составлении предложений;Учащиеся научатся понимать различие слова и предложения; слова и  набора разных звуков.   Учащиеся получат и закрепят начальные навыки   составления предложений по картинке; количественного анализа предложения при помощи  карточек-фишек «Схема  предложения»;  Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Выделять предложения из речи. Определять границы предложения выбирать знак препинания в конце предложения. Соблюдать в устной речи интонацию конца предложения. Сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение. Приобретать опыт в составлении предложений по картинкеКарточки, для составления схем предложений. Серия сюжетных картинок для составления предложению
3Органы речи. Звуки.  Речевой и неречевой звук.1Дать понятие «Звук». Научить различать речевые и неречевые звуки;Познакомить детей со строением и функциями речевого аппарата;.Учить наблюдать за тем, как, с помощью каких органов образуются звуки речи;Развитие подвижности артикуляционного аппарата.Учащиеся на практике овладеют понятиями «Звук; звуки речевые и неречевые». Узнают органы речи, их названия и значение. Овладют комплексом артикуляционной гимнастики.Активное восприятие информации. Осознание назначения органов речи, уточнение их названий и функций. Выполнение артикуляционных упражнений. Наблюдение за различиями речевых и неречевых звуков.Изображение артикуляционного аппарата; зеркала, аудиосопровож-дение.
4Звуки речи. Звуки гласные и согласные1Уточнение и закрепление понятий гласный и согласный звук с опорой на работу речевых органов;Уточнение представлений о существенных признаках и различиях гласных и согласных звуков;Развитие умения наблюдать за произношением слов и проводить их звуковой анализ;Развитие фонематического слухаУчащиеся научатся дифференцировать звук и букву с опорой на пиктограммы; понимать отличительные признаки  гласного и согласного звука; понимать  обозначения гласного и согласного звука в    звуковой схеме.  Активно  воспринимать информацию. Передавать услышанное своими словами. Различать в слове гласные звуки по их признакам. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Умение наблюдать, делать выводы  Закреплять навык доказательной речи.Зеркала, звуковые линейки, фишки-символы. Плакат «Звуки» Схемы «Положение губ при артикуляции гласных звуков»
5 – 6Гласные звуки. Звук и буква «А». Лексическая тема «Овощи»2Развитие навыка звукового анализа, умения определять место звука в слове;Развитие фонематического слуха;Закрепление образа буквыОбучающиеся должны овладеть понятиями «Гласные звуки, их особенность. Звук «А» – гласный»; развить умение слышать и выделять  его среди других звуков, а также  в слогах, словах; обозначать буквой. Уточнение словаря по лексической теме, умение составлять рассказ-описание об овоще по опорным схемам.Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «А» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв. наблюдение, попытки делать выводы; обобщение своих знаний, связанных с жизненным опытом, построение высказываний по схеме.Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.11, предметные и сюжетные картинки. Плакат «Лесная школа» . индивидуальный раздаточный материал;  
7Гласные звуки. Звук и буква «О». Лексическая тема «Осень»1Развитие навыка звукового анализа;Развитие подвижности артикуляционного аппарата;Развитие  фонематического слуха;Закрепление образа буквы;Уточнение временных представлений;Обогащение словаря детей по лексической теме «Осень»Гласные звуки, их особенность. Звук «О» – гласный. Умение слышать и выделять  его среди других звуков, а также  в слогах, словах. Обозначение буквой. Понятия «Время года», «Осенние месяцы» Работа по составлению и распространению предложений об осени.Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «О» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания связанные с жизненным опытом и делиться впечатлениямиПлакат «Звуки», р/т Триггер 1 с.13-17, предметные и сюжетные картинки индивидуальный раздаточный материал; .. Плакат «Лесная школа»
8Дифференциация  [А] – [О]  в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема «Деревья и листья осенью»1Развитие фонематического слуха;Развитие умения выделять  [А]  и [О], опираясь на слуховой контроль  и положение губ при артикуляции в слогах, словах и предложениях.Развитие связной речиОбогащение словаря по теме «Деревья и листья осенью»Обучающиеся должны овладеть понятиями Звуки «А» и «О» – гласные, но их произношение различается. Умение различать звуки и соотносить их с конкретной буквой. Умение подбирать слова-антонимы и использовать сравнительные степени прилагательных для составления сравнительной характеристики деревьев и листьев.Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [А] – [О]  Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания связанные с жизненным опытом и делиться впечатлениямиПлакат «Звуки»,  предметные и сюжетные картинки. индивидуальный раздаточный материал; . Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву»
9Звук и буква «У». Лексическая тема «Домашние птицы»1Развитие умения выделять звук  [У]  в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквыРазвитие артикуляционной и мелкой моторики;Обогащение словаря детей по теме «Домашние птицы»Развитие связной речи: развитие умения давать полные ответы, пересказывать текстОбучающиеся должны овладеть понятиями «Гласные звуки», их особенность. Гласные служат для образования слогов Звук «У» – гласный. Умение слышать и выделять  его среди других звуков, а также  в слогах, словах-названиях домашних птиц. Обозначение буквой. Умение составлять рассказ о домашней птице по опорным схемамРазличать в речи гласные звуки. Выделять гласный «У» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания,  описывать и делиться впечатлениямиПлакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.27-31, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов.Опорные схемы для составления рассказа.
10Дифференциация звуков  [О]  –  [У]  Лексическая тема «Перелетные птицы»1Развитие фонематического слуха;Развитие умения выделять на слух и по положению губ при артикуляции  [У]   и  [О]  в слогах, словах и предложениях.Обучающиеся должны овладеть понятиями звуки «О» и «У» – гласные, но их произношение различается. Уметь различать звуки и соотносить их с конкретной буквой. Знать названия перелетных птиц; пробовать пересказывать.Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [О] – [У]. Умение наблюдать, делать выводы; обобщать свои знания, слушать и пересказывать, делиться впечатлениямиПлакат «Звуки», р/т Триггер№1 с.35, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов.
11Звук и буква  «И». Лексическая тема «Игрушки»1Развитие умения выделять звук  [И]  в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквыРазвитие фонематических процессов;Воспитание внимания, наблюдательности;Развитие связной речи и обогащение словаря по лексической теме;Гласные звуки, их особенность. Гласные служат для образования слогов. Звук «И» – гласный. Умение слышать и выделять  его среди других звуков, а также  в слогах, словах. Обозначение буквой. Уметь составлять рассказ о любимой игрушке по опорным схемамРазличать в речи гласные звуки. Выделять гласный «И» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Вступление  в диалог; обобщение своих  знаний,  обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами.Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с. 69, предметные и сюжетные картинки, игрушки. Фишки для обозначения звуков и слов. Опорные схемы для составления рассказа.
12Звук и буква «ы».  1Развитие умения выделять звук  [Ы]  в слогах, словах и предложениях;Закрепление образа буквы;Развитие фонематических процессов;Развитие внимания, памяти;Развитие мелкой и артикуляционной моторики;Развитие связной речи: умения отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст;Обогащение словаря.Гласные звуки, их особенность. Гласные служат для образования слогов. Звук «ы» – гласный. Умение слышать и выделять  его среди других звуков, а также  в слогах, словах. Обозначение буквой. Уметь изменять слова, согласовывать существительные и прилагательные.  Учиться пересказывать.Различать в речи гласные звуки. Выделять гласный «Ы» среди звуков, в слогах, словах; обозначение буквой, закрепление оптического образа букв Вступление  в диалог; обобщение своих  знаний,  обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами.Плакат «Звуки», р/т Триггер №1 с.23-25, предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов.
13Дифференциация звуков  [Ы] –   [И]. Лексическая тема «Дикие животные Урала»1Развитие умения распознавать на слух и с опорой на артикуляцию звуки [Ы] – [И];Развивать умение выделять мягкий и твердый согласный перед  [Ы] –   [И]    соответственно;Развивать умение давать полные, развернутые ответы.Звуки «ы» и «и» – гласные, но их произношение различается. Умение различать звуки и соотносить их с конкретной буквой.  Знать названия диких животных.Различать в речи и выделять гласные звуки. Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам гласные [Ы] – [И]. Вступление  в диалог; обобщение своих  знаний,  обмен впечатлениями, составление пересказа.Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву»
14Закрепление темы «Гласные звуки»1Закрепить понятие «Гласный звук»;Закрепить умение различать гласные звуки на слух и по положению губ при артикуляции.Слогообразующая роль гласных;Путешествие по «Буквограду»Обучающиеся должны закрепить понятие «Гласные звуки»  Знать особенности произношения гласных; схемы артикуляции гласных; роль гласных в слове и слоге; уметь составлять слова из слогов,Различать в речи и выделять гласные звуки. Участие в игре-путешествии; выполнение заданий сказочных героев; Обобщение  и закрепление знанийСхемы артикуляции гласных; Сюжетные картинки. Фишки для обозначения звуков и слов.
2-я четверть
15-16Слог. Деление слов на слоги. Лексическая тема: «Зоопарк»2Уточнение представлений о слоге как части слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха;Развить умение различать количество слогов в слове по количеству гласных звуков;Развитие чувства ритма;Учить четко произносить слова с различной слоговой структурой.Развитие навыка  слитного прочтения слогов.Учащиеся должны закрепить понятие слог; научиться различать слово и слог,  делению слов на слоги; выделению гласных в слогах. Уметь плавно  читать слоги Определять количество в слове слогов.Составлять слова из слогов. Самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов. .Знать название животных, уметь делить эти слова на слоги.  Активное слушание, постановка  вопросов, умение уточнять, делать выводы.   Установление зависимости количества слогов в слове от количества гласных звуков; – делать логические умозаключения Участие в игре, согласование  своих действий с товарищами по игре, контроль эмоций.Слоговое лото «Зоопарк»; веера цифр, слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал;  
17 – 18Ударение.2Cформировать представление об особенностях ударного слога и роли ударения в слове;Развитие фонематического слуха;Развитие чувства ритма;Развивать умение слышать ударный гласный, выделять ударный слог;Учащиеся должны закрепить умение ставить ударение, выделять ударный слог, используя «кричательный» и «шептательный» способы, предложенный Бондаренко А.А. Уметь воспроизводить ритм слова с выделением ударного слога (отстукивая, отхлопывая); обозначение значка ударения на письме. Произносить слова в соответствии с нормами литературного произношения и оценивать с этой точки зрения произнесённое словоНаблюдение над ролью словесного ударения в слове, осознание его значимости в речи. Определение ударения в слове, нахождение наиболее рациональных способов определения ударения в слове. Наблюдение за изменением  значения слова в зависимости от ударения (замок и замок). Различать ударные и безударные слоги. Составлять простейшие слогоударные модели слов.  Сюжетные картинки. электронная презентация
19 – 20Согласные звуки. Лексическая тема «Зима»2Уточнение представлений о том, как произносятся согласные звуки;Закрепления знаний о различиях между гласными и согласными звуками;Уточнение временных представлений  Обучающиеся должны научиться определять  отличие согласных и гласных звуков; особенности произношения согласных; Узнают, какими бывают преграды для воздуха, для чего они служит Закрепят понятие «Время года», «Зимние месяцы». Будут учиться  подбирать слова-синонимы и антонимы для описания зимней природы и погоды.Различать в слове согласные звуки по их признакам. Наблюдать над образованием согласных звуков и правильно их произносить. Определять согласный звук в слове и вне слова. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Дифференцировать гласные и согласные звуки. Вступление  в диалог; обобщение своих  знаний,  обмен впечатлениями, составление рассказа по опорными схемами.Зеркала, схемы артикуляции. Фишки для обозначения звуков и слов. Электронная презентация
21 – 22Твердые и мягкие согласные звуки. Лексическая тема «Зима. Зимняя одежда»2Развивать умение различать на слух и с опорой на кинестетические ощущения от артикуляции твердое и мягкое звучание согласных звуков;Развитие артикуляционной моторики;Уточнить представление о том, что на письме мягкость или твердость согласного обозначается последующей гласной буквой;Развитие связной речи, обогащение словаря по теме «Зима. Зимняя одежда»Обучающиеся будут знать, как различать твердость  и мягкость согласных; как гласные буквы помогают правильно читать согласные; учиться выделять твердые и мягкие согласные  в словах-названиях зимней одежды обозначать цветовыми фишками. Учиться строить сложные предложения, используя сочинительную и подчинительную связь при описании зимней одежды по схемам-опорам.Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Различать изолированно и в слове мягкие и твёрдые согласные звуки.  построение сложных предложений Умение быть вежливым в предлагаемой ситуации  Плакат«Звуки» «звуковые» домики, фишки Дидактич. игры «Твердые и мягкие согласные» «Зимняя одежда»
23 – 24Звонкие и глухие согласные звуки.  2Развивать умение различать согласные по звонкости – глухости через тактильно-вибрационный и акустический контроль;Формирование самоконтроля в процессе письма;Развитие подвижности артикуляционного аппарата;Развитие связной речи и обогащение словаря по лексической теме.Обучающиеся должны овладеть способами различения согласных по звонкости-глухости; .научиться ориентироваться по звуковому ряду на ленте букв.Различать изолированно и в слове звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки.  Проводить лингвистический опыт с целью выделения в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Определять и правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки. Дифференцировать звонкие и глухие согласные звуки.  Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. «Домики звуков» «Лента букв»
25Звуки   [Б]  и  [Б`]. Буква «Б. б». Лексическая тема «Дикие животные зимой»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Б]   и   [Б`]Дифференциация  [Б]   –    [Б`]   в слогах, словах и предложенияхУточнение и обогащение словаря по лексической теме;Развитие связной речи через воспитание умения давать полные, развернутые ответы на вопросы.Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях; уметь обозначать звук буквой; уметь составлять описательный рассказ о белке.    Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания;  закрепление оптического образа буквы; Умение классифицировать, сравнивать, обобщать.Плакат«Звуки» Сюжетные  картинки и предметные картинки о белке.. Фишки для обозначения звуков и слов. Электронная презентация
26Звуки  [П]  и  [П`]. Буква «П». Лексическая тема «Зимние виды спорта».1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [П]   и   [П`]Дифференциация  [П]   –    [П`]   в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы.Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «П». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия зимних видов спорта, уметь объяснить их значимость и правила, используя сложноподчиненные предложения. Уметь отвечать на вопросы развернутыми предложениями.  Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы; Умение классифицировать, сравнивать, обобщать. Построение монологических и диалогических высказываний по опорным схемам .Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. индивидуальный раздаточный материал; Электронная презентация
27 – 28Дифференциация [Б]  – [П] и [Б`]  –  [П`].  Лексическая тема «Зимние забавы. Новый год»2Развитие навыков дифференциации звуков и букв Б – П;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, слуховой памятиОбучающиеся будут уметь различать звуки «Б» и «П» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме; Уметь рассказывать о зимних развлечениях и праздновании Нового Года Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Б] – [П]. Умение строить монологическое высказывание, делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт, фантазировать.Игровое оборудование, сюжетные и предметные картинки. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву»
3 – я четверть
29Звуки [Ф] – [Ф’] . Буква “Ф”. Лексическая тема «Фокусы, фокусники» Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Ф]   и   [Ф`]Дифференциация  [Ф]   –    [Ф`]   в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной. Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «В». Уметь обозначать звук буквой.  Активное участие в восприятии информации, ведение учебного диалога, сопоставление. Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания;  закрепление оптического образа буквы; Умение слушать, наблюдать и делать выводы, обобщать.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал;  
30Звуки [В] – [В’] Буква В. «Похищение ведьмой буквы «В» Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [В]   и   [В`]Дифференциация  [В]   –    [В`]   в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной.Обучающиеся будут уметь  рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «В». Уметь обозначать звук буквой.  Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, наблюдать и делать выводы, принимать участие в коллективной деятельностиПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданиями индивидуальный раздаточный материал;
31Дифференциация [В] – [Ф]; [В’] – [Ф’]. Развитие навыков дифференциации звуков и букв B – Ф;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся будут уметь различать звуки «В» и «Ф» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме.  Участие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев, направленных на развитие умения дифференцировать звуки. Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [В] – [Ф]. Умение слушать, наблюдать и делать выводы, обобщать.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. Карточки с заданием «Вставь букву»
32Звуки [Д] – [Д’] . Буква «Д» Лексическая тема «Дом»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Д]   и   [Д`]Дифференциация  [Д]   –    [Д`]   в слогах, словах и предложенияхЗакрепление оптического образа буквы печатной и письменной.  Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Д». Уметь обозначать звук буквой. Уметь отвечать на вопросы сложными предложениями, используя подчинительную связь с союзом «чтобы»Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение строить высказывание по плану, фантазировать и высказывать замыслы, выслушивать собеседника.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; Карточки для развития зрительного восприятия.
33Звуки   [Т]  и   [Т`]  Буква «Т». Лексическая тема «Техника» Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Т]   и   [Т`]Дифференциация  [Т]   –    [Т`]   в слогах, словах и предложенияхЗакрепление зрительного образа буквы печатной и письменной.Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Т». Уметь обозначать звук буквой.  Выделение звука, рассказ о нём по схеме; Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение классифицировать, систематизироватьПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал;
34 – 35Дифференциация  [Д] – [Т]   ( [Д`] –  [Т`])2Развитие навыков дифференциации звуков и букв Д – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся будут уметь различать звуки «Т» и «Д» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме.  Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Д] – [Т]. Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять;  Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки для развития зрительного восприятия. Карточки с заданием «Вставь букву»
36Звуки  [К]   и   [К`].   Буква  «К». Лексическая тема «Профессии».1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [К]   и   [К`]Дифференциация  [К]  –    [К`]     в слогах, словах и предложенияхРазвитие связной речи через воспитание умения давать полные, развернутые ответы на вопросы.Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуке по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «К». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия профессий, составлять предложения о деятельности  людей.  Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение вступать в учебно-познавательный диалог, высказывать свое мнение.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; Электронная презентация
37Звуки  [Г]   и  [Г`].  Буква  «Г» Лексическая тема «Город»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Г]   и   [Г`]Дифференциация  [Г]  –   [Г`]     в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти.Обучающиеся будут уметь рассказывать о звуках по схеме; уметь выделять звук среди других, в слогах, словах и предложениях. Уметь дифференцировать твердый и мягкий «Г». Уметь обозначать звук буквой. Уметь рассказать о городе по плану в картинках.Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять;  Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы индивидуальный раздаточный материал; электронная презентация
38Дифференциация  [К]   –  [Г]   ([К`] –  [Г`])  «К» и «Г» в плену у Кощея Бессмертного и Бабы-Яги»2Развитие навыков дифференциации звуков и букв Г– К;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «К» и «Г» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеУчастие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев. Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптических образов букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [К] – [Г]. Умение слушать, вести учебный диалог, сопоставлять; Овладение формами вежливого обращения с просьбой к собеседнику;  Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки с заданием «Вставь букву»
39Звуки   [С]   и   [С`].   Буква «С». Лексическая тема «Защитники Отечества»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [С]  и   [С`]Дифференциация  [С]  –   [С`]     в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти.Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «С». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия родов войск; Уметь согласовывать существительные с числительными в роде , числе, падежеВыделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог.Плакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки Карточки для развития зрительного восприятия.
40Звуки  [З]  и  [З`].  Буква  «З». Лексическая тема «Земля».1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [З]   и   [З`]Дифференциация  [З]  –   [З`]     в слогах, словах и предложенияхРазвитие внимания, памяти. Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «З». Уметь обозначать звук буквой.  Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалогПлакат «Звуки», предметные и сюжетные картинки Карточки для развития зрительного восприятия.
41Дифференциация  [С]  –  [З]  ([С`] – [З`]). Лексическая тема «Времена года. Календарь. Весна»1Развитие навыков дифференциации звуков и букв С – З;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «С» и «З» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме Совершенствовать временные представления, знать названия весенних месяцев.Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [З] – [С]. Умение обобщать, сравнивать, доказывать, классифицировать; строить монологическое высказывание .Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы. Карточки с заданием «Вставь букву»
42Звук  [Ш]   и буква  «Ш».1Закрепление правильного произношения звука  [Ш] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложенияхОбучающиеся должны научиться различать звук Ш в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плануВыделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; Карточки для развития зрительного восприятия
43Дифференциация  [Ш]  –  [С]  1Развитие навыков дифференциации звуков и букв С – Ш;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуков;Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ш» и «С» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеВыделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [С] – [Ш]. Умение слушать, наблюдать и делать выводы, принимать участие в коллективной деятельностиПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы.. Карточки с заданием «Вставь букву»
44Звук [Ж]   и буква «Ж». Лексическая тема «Животные»1Закрепление правильного произношения звука  [Ж] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложениях ;Развитие внимания, памяти.Обучающиеся должны научиться различать звук Ж в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плануВыделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; Карточки для развития зрительного восприятия
45Дифференциация   [Ш] – [Ж].1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ш – Ж;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ш» и «Ж» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеВыделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптических образов букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ж] – [Ш]. Умение обобщать, сравнивать, вести учебно-познавательный диалог.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами
46Звуки   [Р]  –  [Р`] .  Буква  «Р».  Лексическая тема «Транспорт»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Р]  и   [Р`]Дифференциация  [Р]  –   [Р`]     в слогах, словах и предложениях;Закрепление правильного произношения звуков;Закрепление оптического образа буквы;Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «Р». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия транспорта, овладеть понятиями «наземный», «воздушный», «водный» и т.д. Уметь описывать транспортное средство по схеме.Выделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание в соответствии со схематичным планомПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, схема для составления рассказа.
4-я четверть
47Звуки   [Л]  –  [Л`].  Буква «Л». Лексическая тема «Инструменты»1Развитие умения различать на слух и с опорой на артикуляцию твердое и мягкое звучание [Л]  и   [Л`]Дифференциация  [Л]  –   [Л`]   в слогах, словах и предложениях;Закрепление правильного произношения звуков;Закрепление оптического образа буквы;Развитие внимания, памяти.Обучающиеся должны научиться дифференцировать твердый и мягкий «Л». Уметь обозначать звук буквой. Знать названия инструментов. Уметь строить сложноподчиненные предложения с союзными словами  для того, чтобыВыделение звука, рассказ о нём по схеме; дифференциация твёрдого и мягкого звучания с соотнесением при прочтении слога с последующей  гласной буквой , закрепление навыка обозначения мягкости на письме двумя способами; закрепление оптического образа буквы Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание по устному образцуПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал;  
48Дифференциация  [Р]   –   [Л]   ([Р`]- [Л`]) Лексическая тема «Бытовые электроприборы»1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Р – Л;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуковОбучающиеся должны научиться ь различать звуки «Р» и «Л» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме Знать слова-названия бытовой техники, уметь объяснять ее назначение  Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Р] – [Л]. Умение обобщать, сравнивать, классифицировать; строить высказывание в соответствии со схематичным планомПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с пропущенными буквами
49Звук  [Ч] и буква «Ч». Лексическая тема «Часы. Время».1Закрепление правильного произношения звука  [Ч] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложенияхОбучающиеся должны научиться различать звук Ч в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану. Совершенствование временных понятий; развитие навыка подбора родственных словВыделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение слушать, вести учебный диалог, высказывать мнение.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием
50Дифференциация  [Ч]  – [Т`] Лексическая тема «Весна в природе»1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ч – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «Ч» и «Т» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схеме. Совершенствовать временные представления, знать названия весенних месяцев; совершенствование навыка подбора слов-синонимов, определений.Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ч] – [Т]. Умение пересказывать, строить самостоятельное высказываниеПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал;  
51Звук   [Щ]   и буква «Щ». Лексическая тема «Собаки и щенки».1Закрепление правильного произношения звука  [Щ] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложенияхОбучающиеся должны научиться различать звук Щ в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плану. Знать породы собак строить предложения, повествующее о службе и назначении собак; пересказывать.Выделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. карточки для развития зрительного восприятия
52Дифференциация  [Щ] – [Ш`] «Похищение буквы «Щ» Кощеем Бессмертным»1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Щ – С;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения этих звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «Щ» и «Ш» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеУчастие в игре-путешествии. Выполнение заданий сказочных героев Выделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ш] – [Щ]. Умение доказывать, рассуждатьПлакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. Карточки с заданием «Вставь букву»
53Дифференциация [Щ] – [Ч] Лексическая тема «Приметы весны. Первые цветы»1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Щ –Ч; Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «Щ» и «Ч» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеВыделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ч] – [Щ]. Умение наблюдать, делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием, Слоговое лото «Цветы»
54Звук [Ц].  Буква «Ц». Лексическая тема «Цирк».1Закрепление правильного произношения звука  [Ц] ;Закрепление оптического образа буквы;Развитие умения слышать звук в слогах, словах и предложенияхОбучающиеся должны научиться различать звук Ц в слогах, словах, предложениях; давать характеристику звука по плануВыделение звука, рассказ о нём по схеме; закрепление оптического образа буквы Умение делиться впечатлениями, обобщать жизненный опыт, строить связное высказывание по картинному плану.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием. карточки для развития зрительного восприятия
55Дифференциация [Ц] – [С]. Лексическая тема «Труд людей весной».1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ц – С;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Обучающиеся должны научиться различать звуки «Ц» и «С» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеВыделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ц] – [С]. Владение умениями наблюдать и оценивать на уровне обыденного опыта и знаний различные жизненные ситуации.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием
56Дифференциация [Ц] – [Т]. Лексическая тема «День Победы».  1Развитие навыков дифференциации звуков и букв Ц – Т;Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;Закрепление правильного произношения данных звуков;Развитие способности к переключению, памятиОбучающиеся должны научиться различать звуки «Ц» и «Т» в слогах, словах, предложениях, давать сравнительную характеристику по схемеВыделение звуков, рассказ о них  по схеме; закрепление оптического образа букв; Умение дифференцировать по артикуляционно-акустическим признакам согласные [Ц] – [Т]. Умение слушать, вести учебный диалог; умение осознавать и выражать эмоциональные переживания.Плакат «Звуки»; Сюжетные и предметные картинки; слоговые таблицы, карточки с заданием индивидуальный раздаточный материал;  
57 -59Совершенствование навыка звуко-буквенного анализа3Совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза;  Обучающиеся должны научиться отгадывать загадки. Закрепить навык звукового анализа словУмение участвовать  в игре, контролировать эмоцииДидактические  игры «Ума палата», «Азбука поведения» индивидуальный раздаточный материал;

Планируемый результат

      По истечении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения должны быть:                                  

  • сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
  • поставлены и отдифференцированны все звуки;
  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас, уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые – мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение и т. д.