. Краткая характеристика проявлений  речевого дефекта.

Учащиеся  данной группы имеют нерезко выраженное общее недоразвитие речи, которое проявляется в устной речи в фонематических и лексико-грамматических нарушениях, в письменной речи – во множественных орфографических ошибках. НВОНР этих учащихся обусловлено  дефицитом произвольной концентрации,  переключения  и распределения внимания, нарушением слухоречевой памяти.

  1. Основные направления

коррекционной работы.

а) формирование полноценных морфологических представлений   и навыков  морфологического анализа;

б) отработка алгоритмов решения орфографических задач      сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании); затем, на более сложном: объяснение выбора буквы при написании слова на основе морфемного анализа (комментированное письмо)

в) при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного использования правил, но и альтернативных приемов усвоения навыков правописания: мнемотехники, списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), использование приёма «орфографическое чтение», описанного П.С. Тоцким.

 

Общее количество часов: 61 час

Поурочное планирование работы по коррекции дизорфографии.

Группа детей 3 «А» и 3 «Б» классов

№ по порядкуТемаКоличество часовЭлементы содержания урока. Основные коррекционные задачи Планируемые предметные результатыХарактеристика деятельности учащихсяОбеспече-ние
1234  67
1«Опасные места» в словах1Выяснить, почему слова могут содержать «опасные места»;Определить, что именно может представлять  «опасность» в словах; Определить, какие части слов могут содержать орфограммы;Выработать значки–схемы для обозначения безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чт-чн, разделительных твердого и мягкого знака; Определить последовательность действий для выявления «опасных мест»   Умение наблюдать, рассуждать, вести учебный диалог, классифицировать,  объяснять.Знаки-символы.
2Выделение орфограмм («опасных мест») в словах со зрительной опорой.    1Отработка навыка выделения ударного слога с последующим определением безударных гласных в слове; Закрепление  и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах; Отработка умения проговаривать и объяснять выполнение учебных действий по определению «опасных мест» в слове;Знаки-символы, карточки с заданиями.
3 – 4Орфографическое чтение  с последующим списыванием              2Объяснить важность орфографического проговаривания слов;Определить и закрепить последовательность действий при списывании;Отработать навык орфографического проговаривания слов при чтении, воспроизведении по памяти и при последующем написании; Закрепить навык проверки написанного;Развитие зрительной, слуховой, моторной  памяти, внимания;Пополнение ряда словарных слов.Умение обобщать, применять полученные знания на практике.Алгоритм действий при списывании. Карточки с заданиями для списывания.
        Формирование  орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова.  Уточнить знания детей о частях слова, закрепить и развить навык выделения приставки, корня, суффикса и окончания;Закрепить знания о словообразовательной роли приставок и суффиксов;Закрепить знания о том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным. 
5Парные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных в словах.1Отработка умений определить и объяснить слабую позицию парного согласного в слове;Закрепление  и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах; Понимать, почему согласные называются «парными», их особенности и позиции в слове. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой. Нахождение в словах буквы парного согласного звука, написание которой надо проверять. Способы проверки написания бук- вы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова.  Соотносить произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой. Находитьв словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объяснять способ подбора проверочного слова для слов с пропущенными или выделенными буквами. Изменять слова так, чтобы на конце слов был парный согласный звук, и обосновывать написание буквы парного согласного звука Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике.      Алгоритм проверки парных согласных.   Карточки с заданиями.
6Способы проверки слабой позиции парных согласных в словах1Выработка алгоритма действий при проверке парной согласной в слабой позиции;Развитие навыка словоизменения и словообразования; Знать, почему и как нужно проверять парные согласные. Совершенствовать навык словоизменения
7Ударение. Ударный гласный.1Отработка умения ставить ударение;Определить существенные признаки ударных гласных;Отработка умения выделять ударный слог (гласный) Уметь ставить ударение, выделять ударный слогОпределять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за  разноместностью и подвижностью ударения в русском языке. Составлять слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой  надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Умение анализировать, объяснять действия при подборе проверочных слов  Составление схемы «Ударный гласный»
8Безударный гласный звук.1Определение существенных признаков безударных гласных;Развитие умения выделять в словах безударный гласный; Выработка алгоритма проверки безударного гласного.Составление схемы «Безударный гласный»
                9         10           11   12– 13   14              Отработка различных способов проверки безударных гласных в корне слов:   Словоизменение         Окончание.       Словообразование   Родственные слова.   Корень слова.   Разграничение: слова с корнями омофонами и однокоренные слова                    1         1         1   2     1Закрепление умения выделять  в словах корень;Закрепление правила проверки безударной гласной;Закрепление понятия «корни в однокоренных словах пишутся одинаково;   Развить навык словоизменения, коррекция аграмматизмов;Развить умение подбирать проверочное слово  с помощью словоизменения;Роль окончаний в словоизменении.Развитие умения выделять в словах окончания;Уточнить и закрепить знания о родственных словах, развить навык словообразования, подбора родственных слов;Развить умение выделять корень слова, как одинаковую часть однокоренных слов;Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа.Учить различать слова-омофоны и однокоренные слова, опираясь на их смысл;   Уметь выделять корень с опорой на семантический анализ слов   Уметь правильно изменять слова, выделять окончания.     Уметь подбирать родственные слова и отграничивать их от слов с корнями-омофонами; выделять корень в словах,  уметь проверять безударный гласный в корне слова и правильно писать слова.Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находитьв словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдатьнад единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова.               Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Понятия: родственные слова, общая часть родственных слов. однокоренные слова, корень слова, словарь однокоренных слов. Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями. Осознавать значение терминов однокоренные слова, корень слова, находить однокоренные слова, выделять в них корень.  .Схема строения слов. Предметные и сюжетные картинки с грамматическим заданием
2 – я четверть
15 – 17Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.3Закрепить навык проверки безударной гласной в корне слова с опорой на алгоритм; Развить умение подбирать проверочное слово в ряду родственных; Уметь подбирать проверочные слова и  проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писатьОпределять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находитьв двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдатьнад единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова. Овладение различными способами проверки безударных гласных в корне слова.  Схема-алгоритм проверки безударных гласных. Карточки с заданиями
 19Проверка по словарю1Знакомить  со словарями: орфографическим, словообразовательным, толковым;  этимологическим;Развить умение и выработать потребность пользоваться словарем. Уметь пользоваться словарями и правильно осуществлять по ним проверкуСловари орфографичес-кий и толковый
20 – 22Непроизносимые согласные3Закрепить правило написания непроизносимых согласных в корнях слов;Учить изменять слова, подбирать проверочные:Развитие фонематического слуха. Уметь определять  в словах орфограмму «Непроизносимые согласные», проверять эти слова и правильно их записыватьПризнаки непроизносимых согласных. Определение сочетания звуков, за которыми «скрываются» непроизносимые согласны. Определение способов проверки непроизносимых согласных. Овладение правилом написания слов с непроизносимыми согласными. Участие в дидактической игре.Схема-алгоритм  «Непроизноси-мые согласные» Дидактическая игра
23 – 26Приставки. Приставочный способ образования слов.    Правописание гласных в приставках.   Правописание согласных в приставках    1   2     1Продолжить знакомить со словообразовательной ролью приставки;Отработка умения устанавливать роль приставки в измененииОтработка навыка правописание гласных и согласных в приставках. Приставка и ее роль в слове;   Уметь писать правильно приставки в словах      Выделение приставок в слове. Осознание роли приставок  в изменении лексического значения слова при словообразовании. Уметь образовывать однокоренные слова с помощью приставок. Умение слушать, обобщать, делать выводы, вступать в учебно-познавательный диалог; умение объяснять выбор действия, применять полученные знания на практике. Отработка правописания приставок.          Схема строения слов. Карточки с заданиями.
27 – 28                 29 – 30Разделительный твердый знак.                 Дифференциация: разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак.2                   2Закрепление умения писать разделительный твердый знак после приставки, заканчивающуюся на согласный и перед корнем, начинающимся на гласную букву;Закрепление различия разделительного мягкого и разделительного твердого знаков. Уметь писать слова с разделительным Ъ.     Уметь ориентироваться в составе слова при выборе разделительного знака, чтобы правильно записывать слова.  Уметь  слушать, оценивать, сравнивать  плавное звучание слов и слов  с «запинкой».  Использовать правило при написании слов с разделительным ъ. Объяснять написание разделительного ъ в словах. Оценивать свои достижения.  Алгоритм действий при выборе разделительного знака
Уметь  слушать, оценивать, сравнивать  плавное звучание слов и слов  с «запинкой».  Использовать правило при написании слов с разделительным Ъ  и разделительным Ь. Объяснять написание разделительного Ъ и разделительного Ь в словах. Умение обобщать, делать выводы, вступать в учебно-познавательный диалог; умение объяснять выбор действия, применять полученные знания на практике. Оценивать свои достижения.
31 – 32Предлог и приставка2Уметь различать предлоги и приставки с опорой на смысл слова и умение ставить вопросы между предлогом и словом.Умение рассуждать, объяснять свои действия при написании слов.Схема «Состав слова» Схема-алгоритм «Предлог»
33 – 34Суффиксы. Суффиксальный способ образования слов.   Правописание суффиксов.1       1Продолжать знакомить со  словообразовательной ролью суффикса;Отработка умений устанавливать связь между формой слова и его значением; Суффикс и его роль в слове. Уметь образовывать при помощи суффиксов слова, и уметь выделять суффиксы.Выделение суффикса в слове. Осознание роли суффиксов  в изменении лексического значения слова при словообразовании. Уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов. Умение вести учебно-познавательный диалог. Отработка правописанияСхема «Состав слова»
35Проверочная работа. Комментированное письмо1    
Работа с морфологическими понятиями  
36 – 42Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных.   Изменение имён существительных по падежам.           Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.1               4                 2Закрепления понятия: «Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? или Что?», Закрепление умения определять одушевленный и неодушевленный предмет;Отработка умения определять род имени существительного;   закрепление умения изменять по числам и падежам имена существительные и определять падеж;       Отработка правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих;  Наблюдать за изменением имён существительных по числам, падежам. Правильно произноситьимена существительные в форме единственного и множественного числа, с различными падежными окончаниями. Определять число, род, склонение и падеж  имён существительных Определять грамматические признаки имён существительных на примере анализа имён существительных из текста.     Определять род, склонение имён существительных. Осознание функции мягкого знака как показателя грамматической формы имени существительного 3 склонения. Объяснять выбор действия по алгоритму.    Плакаты «Имя существитель-ное»           Карточки с заданиями               Алгоритм написания Ь знака на конце имен существительных после шипящих.
 
43– 44Местоимение.       Предлоги перед местоимением.1       1Закрепление понятия «Местоимение – часть речи, которое указывает на предметы, но не называет их» Число и лицо местоимения;Закрепление умения писать предлоги перед местоимением.Осознание функции местоимений в речи. Особенности употребления местоимений. Изменение местоимений по падежам. Лица и числа местоимений.  Овладение навыком написания местоимений. Использование буквы «н» при написании местоимений 3 лица с предлогом.Плакат «Местоимения Карточки с заданиями
 
 
 
4 – я четверть
45 – 49Имя прилагательное. Имена прилагательные близкие по смыслу.   Имена прилагательные противоположные по смыслу   Согласование имен прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.   Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.5 (1)   1     1     3Закрепление понятия: «Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»Уметь ставить к слову вопрос, и, ориентируясь на окончание вопроса правильно писать окончание прилагательного;   Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы   Уметь склонять и изменять по числам и родам имена прилагательные; уметь согласовывать их с существительными и задавать вопрос от существительного к прилагательному.Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем существительным, к которому оно относится. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Определять число имён прилагательных, распределятьимена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам.  .Плакат «Имя прилагатель-ное»   Индивидуаль-ные карточки с заданиями. Карточки для групповой работы.
 
50 – 55Глагол. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначные глаголы.   Выделение и употребление видовременных форм глаголов   Неопределенная форма глагола.   Не с глаголами  6(1) 1   1   1       1     1Закрепление понятия: «Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Уточнение  и отработка навыка определять время глагола и задавать соответствующий вопрос;  спряжение глагола;Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы; объяснять значение слов.Правильно использовать в речи видо-временные формы глаголов.Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять, каким членом предложения является глагол. Писать частицу не с глаголом раздельно.  Плакаты «Глагол».   Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
56 – 57Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторение пройденного2Уметь анализировать речевой материал и применять правила проверки при написании слов с различными орфограммами,  Умение вступать в учебно-познавательный диалог, анализировать, комментировать свои действия.Индивидуальные карточки с заданиями.
58  – 60Закрепление морфологических представлений и дифференциация частей речи.3Уточнение и закрепление знаний о частях речи;Развитие умения ставить вопросы к словам, определяя при этом часть речи;Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Называть по рисунку слова, относящиеся к разным частям речи, составлятьтекст по рисунку.