. Краткая характеристика проявлений речевого дефекта.
Учащиеся данной группы имеют нерезко выраженное общее недоразвитие речи, которое проявляется в устной речи в фонематических и лексико-грамматических нарушениях, в письменной речи – во множественных орфографических ошибках. НВОНР этих учащихся обусловлено дефицитом произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, нарушением слухоречевой памяти.
- Основные направления
коррекционной работы.
а) формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа;
б) отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: вставка букв, выделение орфограмм, письмо под орфографическую диктовку (орфографическое произнесение слов при диктовании); затем, на более сложном: объяснение выбора буквы при написании слова на основе морфемного анализа (комментированное письмо)
в) при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного использования правил, но и альтернативных приемов усвоения навыков правописания: мнемотехники, списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), использование приёма «орфографическое чтение», описанного П.С. Тоцким.
Общее количество часов: 61 час
Поурочное планирование работы по коррекции дизорфографии.
Группа детей 3 «А» и 3 «Б» классов
№ по порядку | Тема | Количество часов | Элементы содержания урока. Основные коррекционные задачи Планируемые предметные результаты | Характеристика деятельности учащихся | Обеспече-ние | |
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | |
1 | «Опасные места» в словах | 1 | Выяснить, почему слова могут содержать «опасные места»;Определить, что именно может представлять «опасность» в словах; Определить, какие части слов могут содержать орфограммы; | Выработать значки–схемы для обозначения безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных, буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чт-чн, разделительных твердого и мягкого знака; Определить последовательность действий для выявления «опасных мест» Умение наблюдать, рассуждать, вести учебный диалог, классифицировать, объяснять. | Знаки-символы. | |
2 | Выделение орфограмм («опасных мест») в словах со зрительной опорой. | 1 | Отработка навыка выделения ударного слога с последующим определением безударных гласных в слове; Закрепление и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах; Отработка умения проговаривать и объяснять выполнение учебных действий по определению «опасных мест» в слове; | Знаки-символы, карточки с заданиями. | ||
3 – 4 | Орфографическое чтение с последующим списыванием | 2 | Объяснить важность орфографического проговаривания слов;Определить и закрепить последовательность действий при списывании;Отработать навык орфографического проговаривания слов при чтении, воспроизведении по памяти и при последующем написании; Закрепить навык проверки написанного;Развитие зрительной, слуховой, моторной памяти, внимания;Пополнение ряда словарных слов. | Умение обобщать, применять полученные знания на практике. | Алгоритм действий при списывании. Карточки с заданиями для списывания. | |
Формирование орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова. | Уточнить знания детей о частях слова, закрепить и развить навык выделения приставки, корня, суффикса и окончания;Закрепить знания о словообразовательной роли приставок и суффиксов;Закрепить знания о том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным. | |||||
5 | Парные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных в словах. | 1 | Отработка умений определить и объяснить слабую позицию парного согласного в слове;Закрепление и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах; Понимать, почему согласные называются «парными», их особенности и позиции в слове. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой. Нахождение в словах буквы парного согласного звука, написание которой надо проверять. Способы проверки написания бук- вы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук, на конце слова или перед согласным в корне (кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. | Соотносить произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным, перед гласным, перед согласным звуком [н] с его обозначением буквой. Находитьв словах букву парного согласного звука, написание которой надо проверять. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. Объяснять способ подбора проверочного слова для слов с пропущенными или выделенными буквами. Изменять слова так, чтобы на конце слов был парный согласный звук, и обосновывать написание буквы парного согласного звука Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | Алгоритм проверки парных согласных. Карточки с заданиями. | |
6 | Способы проверки слабой позиции парных согласных в словах | 1 | Выработка алгоритма действий при проверке парной согласной в слабой позиции;Развитие навыка словоизменения и словообразования; Знать, почему и как нужно проверять парные согласные. Совершенствовать навык словоизменения | |||
7 | Ударение. Ударный гласный. | 1 | Отработка умения ставить ударение;Определить существенные признаки ударных гласных;Отработка умения выделять ударный слог (гласный) Уметь ставить ударение, выделять ударный слог | Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. Наблюдать за разноместностью и подвижностью ударения в русском языке. Составлять слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путем изменения формы слова и подбора однокоренного слова. Умение анализировать, объяснять действия при подборе проверочных слов | Составление схемы «Ударный гласный» | |
8 | Безударный гласный звук. | 1 | Определение существенных признаков безударных гласных;Развитие умения выделять в словах безударный гласный; Выработка алгоритма проверки безударного гласного. | Составление схемы «Безударный гласный» | ||
9 10 11 12– 13 14 | Отработка различных способов проверки безударных гласных в корне слов: Словоизменение Окончание. Словообразование Родственные слова. Корень слова. Разграничение: слова с корнями омофонами и однокоренные слова | 1 1 1 2 1 | Закрепление умения выделять в словах корень;Закрепление правила проверки безударной гласной;Закрепление понятия «корни в однокоренных словах пишутся одинаково; Развить навык словоизменения, коррекция аграмматизмов;Развить умение подбирать проверочное слово с помощью словоизменения;Роль окончаний в словоизменении.Развитие умения выделять в словах окончания;Уточнить и закрепить знания о родственных словах, развить навык словообразования, подбора родственных слов;Развить умение выделять корень слова, как одинаковую часть однокоренных слов;Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа.Учить различать слова-омофоны и однокоренные слова, опираясь на их смысл; Уметь выделять корень с опорой на семантический анализ слов Уметь правильно изменять слова, выделять окончания. Уметь подбирать родственные слова и отграничивать их от слов с корнями-омофонами; выделять корень в словах, уметь проверять безударный гласный в корне слова и правильно писать слова. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находитьв словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдатьнад единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение. Понятия: родственные слова, общая часть родственных слов. однокоренные слова, корень слова, словарь однокоренных слов. Распознавать родственные слова, отличать родственные слова от синонимов и слов с омонимичными корнями. Осознавать значение терминов однокоренные слова, корень слова, находить однокоренные слова, выделять в них корень. | .Схема строения слов. Предметные и сюжетные картинки с грамматическим заданием | |
2 – я четверть | ||||||
15 – 17 | Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. | 3 | Закрепить навык проверки безударной гласной в корне слова с опорой на алгоритм; Развить умение подбирать проверочное слово в ряду родственных; Уметь подбирать проверочные слова и проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писать | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове (корне). Находитьв двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Устанавливать правило обозначения безударного гласного звука буквой и осознавать его. Наблюдатьнад единообразным написанием корня в однокоренных словах и в формах одного и того же слова. Овладение различными способами проверки безударных гласных в корне слова. | Схема-алгоритм проверки безударных гласных. Карточки с заданиями | |
19 | Проверка по словарю | 1 | Знакомить со словарями: орфографическим, словообразовательным, толковым; этимологическим;Развить умение и выработать потребность пользоваться словарем. Уметь пользоваться словарями и правильно осуществлять по ним проверку | Словари орфографичес-кий и толковый | ||
20 – 22 | Непроизносимые согласные | 3 | Закрепить правило написания непроизносимых согласных в корнях слов;Учить изменять слова, подбирать проверочные:Развитие фонематического слуха. Уметь определять в словах орфограмму «Непроизносимые согласные», проверять эти слова и правильно их записывать | Признаки непроизносимых согласных. Определение сочетания звуков, за которыми «скрываются» непроизносимые согласны. Определение способов проверки непроизносимых согласных. Овладение правилом написания слов с непроизносимыми согласными. Участие в дидактической игре. | Схема-алгоритм «Непроизноси-мые согласные» Дидактическая игра | |
23 – 26 | Приставки. Приставочный способ образования слов. Правописание гласных в приставках. Правописание согласных в приставках | 1 2 1 | Продолжить знакомить со словообразовательной ролью приставки;Отработка умения устанавливать роль приставки в измененииОтработка навыка правописание гласных и согласных в приставках. Приставка и ее роль в слове; Уметь писать правильно приставки в словах | Выделение приставок в слове. Осознание роли приставок в изменении лексического значения слова при словообразовании. Уметь образовывать однокоренные слова с помощью приставок. Умение слушать, обобщать, делать выводы, вступать в учебно-познавательный диалог; умение объяснять выбор действия, применять полученные знания на практике. Отработка правописания приставок. | Схема строения слов. Карточки с заданиями. | |
27 – 28 29 – 30 | Разделительный твердый знак. Дифференциация: разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак. | 2 2 | Закрепление умения писать разделительный твердый знак после приставки, заканчивающуюся на согласный и перед корнем, начинающимся на гласную букву;Закрепление различия разделительного мягкого и разделительного твердого знаков. Уметь писать слова с разделительным Ъ. Уметь ориентироваться в составе слова при выборе разделительного знака, чтобы правильно записывать слова. | Уметь слушать, оценивать, сравнивать плавное звучание слов и слов с «запинкой». Использовать правило при написании слов с разделительным ъ. Объяснять написание разделительного ъ в словах. Оценивать свои достижения. | Алгоритм действий при выборе разделительного знака | |
Уметь слушать, оценивать, сравнивать плавное звучание слов и слов с «запинкой». Использовать правило при написании слов с разделительным Ъ и разделительным Ь. Объяснять написание разделительного Ъ и разделительного Ь в словах. Умение обобщать, делать выводы, вступать в учебно-познавательный диалог; умение объяснять выбор действия, применять полученные знания на практике. Оценивать свои достижения. | ||||||
31 – 32 | Предлог и приставка | 2 | Уметь различать предлоги и приставки с опорой на смысл слова и умение ставить вопросы между предлогом и словом. | Умение рассуждать, объяснять свои действия при написании слов. | Схема «Состав слова» Схема-алгоритм «Предлог» | |
33 – 34 | Суффиксы. Суффиксальный способ образования слов. Правописание суффиксов. | 1 1 | Продолжать знакомить со словообразовательной ролью суффикса;Отработка умений устанавливать связь между формой слова и его значением; Суффикс и его роль в слове. Уметь образовывать при помощи суффиксов слова, и уметь выделять суффиксы. | Выделение суффикса в слове. Осознание роли суффиксов в изменении лексического значения слова при словообразовании. Уметь образовывать однокоренные слова с помощью суффиксов. Умение вести учебно-познавательный диалог. Отработка правописания | Схема «Состав слова» | |
35 | Проверочная работа. Комментированное письмо | 1 | ||||
Работа с морфологическими понятиями | ||||||
36 – 42 | Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных. Изменение имён существительных по падежам. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 4 2 | Закрепления понятия: «Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? или Что?», Закрепление умения определять одушевленный и неодушевленный предмет;Отработка умения определять род имени существительного; закрепление умения изменять по числам и падежам имена существительные и определять падеж; Отработка правила написания мягкого знака на конце существительных после шипящих; | Наблюдать за изменением имён существительных по числам, падежам. Правильно произноситьимена существительные в форме единственного и множественного числа, с различными падежными окончаниями. Определять число, род, склонение и падеж имён существительных Определять грамматические признаки имён существительных на примере анализа имён существительных из текста. Определять род, склонение имён существительных. Осознание функции мягкого знака как показателя грамматической формы имени существительного 3 склонения. Объяснять выбор действия по алгоритму. | Плакаты «Имя существитель-ное» Карточки с заданиями Алгоритм написания Ь знака на конце имен существительных после шипящих. | |
43– 44 | Местоимение. Предлоги перед местоимением. | 1 1 | Закрепление понятия «Местоимение – часть речи, которое указывает на предметы, но не называет их» Число и лицо местоимения;Закрепление умения писать предлоги перед местоимением. | Осознание функции местоимений в речи. Особенности употребления местоимений. Изменение местоимений по падежам. Лица и числа местоимений. Овладение навыком написания местоимений. Использование буквы «н» при написании местоимений 3 лица с предлогом. | Плакат «Местоимения Карточки с заданиями | |
4 – я четверть | ||||||
45 – 49 | Имя прилагательное. Имена прилагательные близкие по смыслу. Имена прилагательные противоположные по смыслу Согласование имен прилагательных и существительных в роде, числе и падеже. Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 5 (1) 1 1 3 | Закрепление понятия: «Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»Уметь ставить к слову вопрос, и, ориентируясь на окончание вопроса правильно писать окончание прилагательного; Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы Уметь склонять и изменять по числам и родам имена прилагательные; уметь согласовывать их с существительными и задавать вопрос от существительного к прилагательному. | Находить имена прилагательные в предложениях и тексте, объяснять их значение, ставить к ним вопросы, устанавливать связь имени прилагательного с тем именем существительным, к которому оно относится. Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному. Определять число имён прилагательных, распределятьимена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. | .Плакат «Имя прилагатель-ное» Индивидуаль-ные карточки с заданиями. Карточки для групповой работы. | |
50 – 55 | Глагол. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначные глаголы. Выделение и употребление видовременных форм глаголов Неопределенная форма глагола. Не с глаголами | 6(1) 1 1 1 1 1 | Закрепление понятия: «Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Уточнение и отработка навыка определять время глагола и задавать соответствующий вопрос; спряжение глагола;Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы; объяснять значение слов.Правильно использовать в речи видо-временные формы глаголов. | Распознавать глаголы среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Распознавать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять, каким членом предложения является глагол. Писать частицу не с глаголом раздельно. | Плакаты «Глагол». Карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы. | |
56 – 57 | Подготовка к итоговой контрольной работе. Повторение пройденного | 2 | Уметь анализировать речевой материал и применять правила проверки при написании слов с различными орфограммами, | Умение вступать в учебно-познавательный диалог, анализировать, комментировать свои действия. | Индивидуальные карточки с заданиями. | |
58 – 60 | Закрепление морфологических представлений и дифференциация частей речи. | 3 | Уточнение и закрепление знаний о частях речи;Развитие умения ставить вопросы к словам, определяя при этом часть речи; | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Называть по рисунку слова, относящиеся к разным частям речи, составлятьтекст по рисунку. |