Поурочное планирование работы по коррекции дизорфографии.
Группа детей 4 «а» и 4 «б» классов
№ по порядку | Тема | Коли-чество часов | Содержание урока. Основные коррекционные задачи | Составляющие результата образования | Обеспече-ние | ||||
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Работа на синтаксическом уровне | |||||||||
1 | Предложение. | 1 | Закрепить понятие «Предложение»;Уметь слышать и понимать интонационную законченность предложения;Уметь выделять предложение как законченную мысль в речи, в тексте; | Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | Плакат «Предложе-ние», индивидуальные карточки с заданиями. | ||||
2 | Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | Ознакомление с ролью главных и второстепенных членов в предложении;Закрепления навыков проверки безударных гласных и парных согласных. | Уметь определять главные и второстепенные члены предложения | Плакат «Главные и второстепенные члены предложения Индивидуальные карточки с заданиями. | ||||
3 | Простое предложение. | 1 | Отличительные признаки простых предложений. | Уметь выделять главные члены и опознавать простое предложение | Индивидуальные карточки с заданиями | ||||
4 | Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения. | 1 | Развитие умения устанавливать связи слов в предложении путем постановки вопроса от одного слова к другому;Закрепление навыка проверки безударных гласных в корне слова | Уметь устанавливать связи слов в предложении | Индивидуальные карточки с заданиями | ||||
5 – 6 | Упражнение в построении предложений. Работа над распространением предложения | 2 | Работа над составлением и распространением предложений;Упражнения в грамматически правильном построении предложений из словосочетаний, слов, по вопросу и картинке.Упражнения в выделении и написании слов с безударными гласными. | Уметь составлять простые предложения и распространять их; Уметь определять связи между словами в предложении. | Фишки для составления схем предложений. Индивидуальные карточки с заданиями | ||||
7 | Предложение с однородными членами Союзы и, а, но в составе простых предложений | 1 | Учить определять однородные члены предложений, указать на их существенные признаки;Учить отличать однородные члены предложений от неоднородных | Уметь определять однородные члены предложений, отделять их запятыми | Умение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать, объяснять | Схема предложений. Индивидуальные карточки с заданиями | |||
8 | Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но. | Дать понятие «Сложное предложение»;Учить выделять основы в предложении. Составление предложений с союзами и, а, но | Уметь отличать сложное предложение, ориентируясь на количество основ Уметь составлять предложения с союзами а, и, но | Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | Схема сложного предложения с союзами и, а, но. Индивидуальные карточки с заданиями | ||||
9 | Сложноподчиненное предложение с союзным словом который. Установление определительных связей. | Уметь выражать определительные отношения в сложноподчиненном предложении с помощью союзного слова «который» | Схема сложного предложения с союзным словом который Индивидуальные карточки с заданиями | ||||||
10 | Сложноподчиненные предложения с союзами что, чтобы, что, как. | Уметь выражать изъяснительные отношения в сложноподчиненном предложении, используя союзы что, чтобы, как | Схема сложного предложения с союзами что, чтобы, как .Индивидуальные карточки с заданиями | ||||||
11 | Сложные предложения с союзом потому что. | Развитие логико-грамматических отношений при составлении сложных предложений с союзом «потому что» | Уметь составлять предложения с союзом «потому что» | Схема сложного предложения с союзом потому что Индивидуальные карточки с заданиями | |||||
12 | Предложения с прямой речью | 1 | Понятие «Прямая речь»Учить вводить в предложение прямую речь и выделять ее знаками препинания | Уметь передавать в предложениях прямую речь | Схема предложения с прямой речью | ||||
13 | Сложноподчиненные предложения как средство выражения косвенной речи. | 1 | Понятие «Косвенная речь»Уметь оформлять косвенную речь в предложениях | Уметь строить предложения с косвенной речью | Индивидуальные карточки с заданиями | ||||
14 | Сложноподчиненное предложение с союзными словами прежде чем, перед тем как. | Уметь выражать видовременные отношения, используя союзные слова «прежде чем, перед тем как» | Схема сложного предложения с союзными словами прежде чем, перед тем как. Индивидуальные карточки с заданиями | ||||||
2-я четверть | |||||||||
15 | Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста | 1 | Ознакомление с понятиями «Текст», « Тема теста»;Развивать умение определять тему текста, его основную мысль, анализировать текст | Уметь определять тему текста, озаглавливать его, выделять основную мысль | Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | Карточки для групповой работы | |||
16 | Деление текста на отдельные предложения. | 1 | Уметь находить в тексте начало и конец предложения.Уметь определять главные члены предложения;Уметь задавать вопросы от одного слова к другому | ||||||
17 | Составление связного текста из деформированных предложений. | 1 | Уметь составлять предложение из отдельных слов;Уметь устанавливать и прослеживать связь слов в предложении. Уметь выделять смысл предложения | Умение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать, объяснять | |||||
18 | Письменные ответы на вопросы. | 1 | Формирование умения передавать содержание рассказа по вопросам;Развитие умения сравнивать слова, близкие по смыслу и точно употреблять их в предложенииСовершенствование умения оформлять предложение в письменной речи. | ||||||
19 | Составление плана рассказа. | 1 | Развитие умения выделять главную мысль текста;Развитие умения делить текст на части, выделять главную мысль каждой части и правильно ее формулировать; Развитие умения озаглавливать каждую часть текста. | ||||||
20 | Составление рассказа по данному плану. | 1 | Развитие умения составлять рассказ, следуя плану;Развитие умения оформлять свои мысли распространенными предложениями, избегая при этом вводных слов (слов – паразитов) | ||||||
21 | Изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | Развитие умения выделять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать по плану его содержание; | ||||||
22 | Составление рассказа – описания о лисе | 1 | Учить составлять распространенные предложения, используя для характеристики лисы имена прилагательные; Развитие умения использовать в речи распространенные предложения; | Карточки для групповой работы | |||||
23 | Составление рассказа по серии картинок | 1 | Учить составлять рассказ, используя серию картинок как план;Учить при составлении описательного рассказа использовать распространенные предложения. | ||||||
24 | Составление рассказа по его началу | 1 | Учить составлять рассказ, ориентируясь на его начало; Развитие умения понять мысль, заложенную в начальных предложениях и развить ее;Развитие умения использовать в речи слова – синонимы, фразеологические обороты | ||||||
25 | Составление рассказа по предложенным темам. | 2 | Развитие умения составлять связный рассказ, последовательно излагать свои мысли, используя распространенные предложения простые, сложносочиненные и сложноподчиненные. | ||||||
Работа по коррекции дизорфографии | |||||||||
26 | Парные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных в словах. | 1 | Отработка умений определить и объяснить слабую позицию парного согласного в слове;Закрепление и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах; | Понимать, почему согласные называются «парными», их особенности и позиции в слове. | Умение обобщать, применять полученные знания на практике. | ||||
27 | Способы проверки слабой позиции парных согласных в словах | 1 | Выработка алгоритма действий при проверке парной согласной в слабой позиции;Развитие навыка словоизменения и словообразования; | Знать, почему и как нужно проверять парные согласные. Совершенствовать навык словоизменения | |||||
3-я четверть | |||||||||
Формирование орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова. Задачи: Уточнить знания детей о частях слова, закрепить и развить навык выделения приставки, корня, суффикса и окончания;Закрепить знания о словообразовательной роли приставок и суффиксов;Закрепить знания о том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным. | |||||||||
28 – 29 30 – 32 | Отработка различных способов проверки безударных гласных в корне слов: Словоизменение Окончание. Словообразование Родственные слова. Корень слова. Разграничение: слова с корнями омофонами и однокоренные слова | 2 1 2 | Закрепление умения выделять в словах корень;Закрепление правила проверки безударной гласной;Закрепление понятия «корни в однокоренных словах пишутся одинаково; Развить навык словоизменения, коррекция аграмматизмов;Развить умение подбирать проверочное слово с помощью словоизменения;Роль окончаний в словоизменении.Развитие умения выделять в словах окончания; Уточнить и закрепить знания о родственных словах, развить навык словообразования, подбора родственных слов;Развить умение выделять корень слова, как одинаковую часть однокоренных слов;Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа.Обогащение и уточнение словаря путем накопления гнезд родственных слов; Учить различать слова-омофоны и однокоренные слова, опираясь на их смысл; Уметь подбирать родственные слова и отграничивать их от слов с корнями-омофонами; выделять корень в словах, | Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | |||||
33 – 38 | Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением. | 5 | Закрепить навык проверки безударной гласной в корне слова с опорой на алгоритм; Развить умение подбирать проверочное слово в ряду родственных; | Уметь проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писать | Умение обобщать, применять полученные знания на практике. | Схема-алгоритм проверки безударных гласных. Карточки с заданиями | |||
39 | Проверка по словарю | 1 | Знакомить со словарями: орфографическим, словообразовательным, толковым; этимологическим; Развить умение и выработать потребность пользоваться словарем. | Уметь пользоваться словарями и правильно осуществлять по ним проверку | Словари орфографический и толковый | ||||
40 – 41 | Непроизносимые согласные | 2 | Закрепить правило написания непроизносимых согласных в корнях слов;Учить изменять слова, подбирать проверочные:Развитие фонематического слуха. | Выделять в словах орфограмму «Непроизносимые согласные», проверять эти слова и правильно их записывать | Умение обобщать, применять полученные знания на практике. | Схема-алгоритм «Непроизносимые согласные» | |||
42 – 43 | Приставки. Приставочный способ образования слов. Правописание гласных в приставках. Правописание согласных в приставках | 1 1 1 | Продолжить знакомить со словообразовательной ролью приставки;Отработка умения устанавливать роль приставки в измененииОтработка навыка правописание гласных и согласных в приставках. | Приставка и ее роль в слове; Уметь писать правильно приставки в словах | Умение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать, объяснять | Схема строения слов. Карточки с заданиями. | |||
44 – 45 | Разделительный твердый знак. Дифференциация: разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак. | 1 1 | Закрепление умения писать разделительный твердый знак после приставки, заканчивающуюся на согласный и перед корнем, начинающимся на гласную букву;Закрепление различия разделительного мягкого и разделительного твердого знаков. | Уметь писать слова с разделительным Ъ. Уметь ориентироваться в составе слова при выборе разделительного знака, чтобы правильно записывать слова. | Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. | Алгоритм действий при выборе разделительного знака | |||
Работа с морфологическими понятиями | |||||||||
46 – 50 | Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание падежных окончаний. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих. | 1 2 2 | Закрепления понятия: «Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? или Что?», Закрепление умения определять одушевленный и неодушевленный предмет;Отработка умения определять род имени существительного; Уточнение умения склонять и изменять по числам имена существительные. Отработка правила правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; | Умение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать, объяснять | |||||
51 – 53 | Имя прилагательное. Имена прилагательные близкие по смыслу. Имена прилагательные противоположные по смыслу Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных. | 4 (1) 1 1 1 | Закрепление понятия: «Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»Уметь ставить к слову вопрос, и, ориентируясь на окончание вопроса правильно писать окончание прилагательного Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы Уметь склонять и изменять по числам и родам имена прилагательные; | ||||||
54 – 56 58 – 60 | Глагол. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначные глаголы. Времена глаголов. Неопределенная форма глагола. Правописание безударных личных окончаний глаголов | 4 | Закрепление понятия: «Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Уточнение и отработка навыка определять время глагола и задавать соответствующий вопрос; спряжение глагола; | ||||||
61 | Закрепление морфологических представлений и дифференциация частей речи. | 1 | Уточнение и закрепление знаний о частях речи;Развитие умения ставить вопросы к словам, определяя при этом часть речи; | ||||||