Поурочное планирование работы по коррекции дизорфографии.

Группа детей 4 «а» и 4 «б» классов

№ по порядкуТемаКоли-чество часовСодержание урока. Основные коррекционные задачиСоставляющие результата образованияОбеспече-ние 
Предметно-информационнаяДеятельностно-коммуникативная 
1234    
Работа на синтаксическом уровне
1Предложение.1Закрепить понятие «Предложение»;Уметь слышать и понимать интонационную законченность предложения;Уметь выделять предложение как законченную мысль в речи, в тексте;  Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике.Плакат «Предложе-ние», индивидуальные карточки с заданиями.
2Главные и второстепенные члены предложения.1Ознакомление с ролью главных и второстепенных членов в предложении;Закрепления навыков проверки безударных гласных и парных согласных.Уметь определять главные и второстепенные члены предложенияПлакат «Главные и второстепенные члены предложения Индивидуальные карточки с заданиями.
3Простое предложение.1Отличительные признаки простых предложений.Уметь выделять главные члены и  опознавать простое предложениеИндивидуальные карточки с заданиями
4Упражнение в установлении связи слов в предложении. Закрепление знаний о главных и второстепенных членах предложения.1Развитие умения устанавливать связи слов в предложении путем постановки вопроса от одного слова к другому;Закрепление навыка проверки безударных гласных в корне словаУметь устанавливать связи слов в предложенииИндивидуальные карточки с заданиями
5 – 6Упражнение в построении предложений. Работа над распространением предложения2Работа над составлением и распространением предложений;Упражнения в грамматически правильном построении предложений из словосочетаний, слов, по вопросу и картинке.Упражнения в выделении и написании слов с безударными гласными.Уметь составлять простые предложения и распространять их; Уметь определять связи между словами в предложении. Фишки для составления схем предложений. Индивидуальные карточки с заданиями
7Предложение с однородными членами  Союзы и, а, но  в составе простых предложений1Учить определять однородные члены предложений, указать на их существенные признаки;Учить отличать однородные члены предложений от неоднородныхУметь определять однородные члены предложений, отделять их запятымиУмение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать,  объяснятьСхема предложений. Индивидуальные карточки с заданиями
8Сложные предложения. Сложные предложения с союзами и, а, но. Дать понятие «Сложное предложение»;Учить выделять основы в предложении. Составление предложений с союзами и, а, ноУметь отличать сложное предложение, ориентируясь на количество основ Уметь составлять предложения с союзами а, и, ноУмение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике.Схема сложного предложения с союзами и, а, но. Индивидуальные карточки с заданиями
9Сложноподчиненное предложение с союзным словом  который. Установление определительных связей.  Уметь выражать определительные отношения в сложноподчиненном предложении с помощью союзного слова «который»Схема сложного предложения с союзным словом который Индивидуальные карточки с заданиями
10Сложноподчиненные предложения с союзами что, чтобы, что, как. Уметь выражать изъяснительные отношения в сложноподчиненном предложении, используя союзы что, чтобы, какСхема сложного предложения с союзами что, чтобы, как .Индивидуальные карточки с заданиями
11Сложные предложения  с союзом потому что. Развитие логико-грамматических отношений при составлении сложных предложений с союзом «потому что»Уметь составлять предложения с союзом «потому что»Схема сложного предложения с союзом потому что Индивидуальные карточки с заданиями
12Предложения с прямой речью1Понятие «Прямая речь»Учить вводить в предложение прямую речь и выделять ее знаками препинанияУметь передавать  в предложениях прямую речьСхема предложения с прямой речью
13Сложноподчиненные предложения как средство выражения косвенной речи.1Понятие «Косвенная речь»Уметь оформлять косвенную речь в предложенияхУметь строить предложения с косвенной речью Индивидуальные карточки с заданиями
14Сложноподчиненное предложение с союзными словами  прежде чем, перед тем как. Уметь выражать видовременные отношения, используя союзные слова «прежде чем, перед тем как»Схема сложного предложения с союзными словами  прежде чем, перед тем как. Индивидуальные карточки с заданиями
2-я четверть
15Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Заголовок текста1Ознакомление  с понятиями «Текст», « Тема теста»;Развивать умение определять тему текста, его основную мысль, анализировать текстУметь определять тему текста, озаглавливать его, выделять основную мысльУмение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике.Карточки для групповой работы  
16Деление текста на отдельные предложения.1Уметь находить в тексте начало и конец предложения.Уметь определять главные члены предложения;Уметь задавать вопросы от одного слова к другому
17Составление связного текста из деформированных предложений.1Уметь составлять предложение из отдельных слов;Уметь устанавливать и прослеживать связь слов в предложении. Уметь выделять смысл предложенияУмение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать,  объяснять
18Письменные ответы на вопросы.1Формирование умения передавать содержание рассказа по вопросам;Развитие умения сравнивать слова, близкие по смыслу и точно употреблять их в предложенииСовершенствование умения оформлять предложение в письменной речи. 
19Составление плана рассказа.1Развитие умения выделять главную мысль текста;Развитие умения делить текст на части, выделять главную мысль каждой части и правильно ее формулировать; Развитие умения озаглавливать каждую часть текста. 
20Составление рассказа по данному плану.1Развитие умения составлять рассказ, следуя плану;Развитие умения оформлять свои мысли распространенными предложениями, избегая при этом вводных слов (слов – паразитов) 
21Изложение по самостоятельно составленному плану.1Развитие умения выделять тему текста, устанавливать связь между частями текста и последовательно передавать по плану его содержание;   
22Составление рассказа – описания о лисе1Учить составлять распространенные предложения, используя для характеристики лисы имена прилагательные; Развитие умения использовать в речи распространенные предложения; Карточки для групповой работы
23Составление рассказа по серии картинок1Учить составлять рассказ, используя серию картинок как план;Учить при составлении описательного рассказа использовать распространенные предложения.  
24Составление рассказа по его началу1Учить составлять рассказ, ориентируясь на его начало; Развитие умения понять мысль, заложенную в начальных предложениях и развить ее;Развитие умения использовать в речи слова – синонимы, фразеологические обороты  
25Составление рассказа по предложенным темам.2Развитие умения составлять связный рассказ, последовательно излагать свои мысли, используя распространенные предложения простые, сложносочиненные и сложноподчиненные.  
Работа по коррекции  дизорфографии 
26Парные согласные. Сильная и слабая позиция парных согласных в словах.1Отработка умений определить и объяснить слабую позицию парного согласного в слове;Закрепление  и автоматизация звукового ряда парных согласных и определение их сильной и слабой позиции в словах;Понимать, почему согласные называются «парными», их особенности и позиции в слове.Умение обобщать, применять полученные знания на практике.  
27Способы проверки слабой позиции парных согласных в словах1Выработка алгоритма действий при проверке парной согласной в слабой позиции;Развитие навыка словоизменения и словообразования;Знать, почему и как нужно проверять парные согласные. Совершенствовать навык словоизменения  
3-я четверть
        Формирование  орфографических навыков и умений на основе структурного анализа слова. Задачи: Уточнить знания детей о частях слова, закрепить и развить навык выделения приставки, корня, суффикса и окончания;Закрепить знания о словообразовательной роли приставок и суффиксов;Закрепить знания о том, что морфемы слова (корень, приставка, суффикс, окончание) с одинаковым значением имеют и одинаковое написание, хотя их произношение в сильной и слабой позиции может быть различным.
                28 – 29                         30 – 32Отработка различных способов проверки безударных гласных в корне слов:         Словоизменение               Окончание.           Словообразование   Родственные слова. Корень слова.          Разграничение: слова с корнями омофонами и однокоренные слова                    2                             1           2Закрепление умения выделять  в словах корень;Закрепление правила проверки безударной гласной;Закрепление понятия «корни в однокоренных словах пишутся одинаково;   Развить навык словоизменения, коррекция аграмматизмов;Развить умение подбирать проверочное слово  с помощью словоизменения;Роль окончаний в словоизменении.Развитие умения выделять в словах окончания;         Уточнить и закрепить знания о родственных словах, развить навык словообразования, подбора родственных слов;Развить умение выделять корень слова, как одинаковую часть однокоренных слов;Опознавание однокоренных слов в предложении и тексте на основе семантико-структурного анализа.Обогащение и уточнение словаря путем накопления гнезд родственных слов;   Учить различать слова-омофоны и однокоренные слова, опираясь на их смысл;   Уметь подбирать родственные слова и отграничивать их от слов с корнями-омофонами; выделять корень в словах,Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике. 
33 – 38Безударный гласный в корне слова, проверяемый ударением.5Закрепить навык проверки безударной гласной в корне слова с опорой на алгоритм; Развить умение подбирать проверочное слово в ряду родственных;  Уметь проверять слова с безударной гласной в корне и правильно их писатьУмение обобщать, применять полученные знания на практике.Схема-алгоритм проверки безударных гласных. Карточки с заданиями
 39Проверка по словарю1Знакомить  со словарями: орфографическим, словообразовательным, толковым;  этимологическим; Развить умение и выработать потребность пользоваться словарем.Уметь пользоваться словарями и правильно осуществлять по ним проверку Словари орфографический и толковый
40 – 41Непроизносимые согласные2Закрепить правило написания непроизносимых согласных в корнях слов;Учить изменять слова, подбирать проверочные:Развитие фонематического слуха.Выделять в словах орфограмму «Непроизносимые согласные», проверять эти слова и правильно их записыватьУмение обобщать, применять полученные знания на практике.Схема-алгоритм  «Непроизносимые согласные»
42 – 43Приставки. Приставочный способ образования слов.    Правописание гласных в приставках.   Правописание согласных в приставках1       1     1Продолжить знакомить со словообразовательной ролью приставки;Отработка умения устанавливать роль приставки в измененииОтработка навыка правописание гласных и согласных в приставках.Приставка и ее роль в слове;   Уметь писать правильно приставки в словахУмение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать,  объяснятьСхема строения слов. Карточки с заданиями.
44 – 45Разделительный твердый знак.   Дифференциация: разделительный мягкий знак и разделительный твердый знак.1     1Закрепление умения писать разделительный твердый знак после приставки, заканчивающуюся на согласный и перед корнем, начинающимся на гласную букву;Закрепление различия разделительного мягкого и разделительного твердого знаков.Уметь писать слова с разделительным Ъ.     Уметь ориентироваться в составе слова при выборе разделительного знака, чтобы правильно записывать слова.Умение слушать, сопоставлять с полученными ранее знаниями, применять их на практике.Алгоритм действий при выборе разделительного знака
Работа с морфологическими понятиями
46 – 50Имя существительное. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Число имен существительных. Склонение имен существительных. Падеж имен существительных. Правописание падежных окончаний.   Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.1                 2         2Закрепления понятия: «Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос Кто? или Что?», Закрепление умения определять одушевленный и неодушевленный предмет;Отработка умения определять род имени существительного;       Уточнение умения склонять  и изменять по числам имена существительные.     Отработка правила правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих;  Умение наблюдать,рас-суждать, вести учебный диалог, классифициро-вать,  объяснять 
51 – 53Имя прилагательное. Имена прилагательные близкие по смыслу.   Имена прилагательные противоположные по смыслу   Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных.    4 (1)   1     1     1Закрепление понятия: «Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»Уметь ставить к слову вопрос, и, ориентируясь на окончание вопроса правильно писать окончание прилагательного   Обогащение словаря через развитие умения подбирать синонимы и антонимы   Уметь склонять и изменять по числам и родам имена прилагательные; 
54 – 56                 58 – 60Глагол. Глаголы близкие и противоположные по смыслу. Многозначные глаголы.   Времена  глаголов.   Неопределенная форма глагола.   Правописание безударных личных окончаний глаголов  4Закрепление понятия: «Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?Уточнение  и отработка навыка определять время глагола и задавать соответствующий вопрос;  спряжение глагола;  
  61Закрепление морфологических представлений и дифференциация частей речи.1Уточнение и закрепление знаний о частях речи;Развитие умения ставить вопросы к словам, определяя при этом часть речи;