Или что такое дофаминовая зависимость

О том, что детям неинтересно учится не говорит только ленивый. Дети жалуются, что на уроках скучно, а учителя – что дети не слушают, постоянно отвлекаются. Конечно, рассуждать об этом можно бесконечно, но попробуем взглянуть на это с другой точки зрения.

Маленькая предыстория.

Мое детство пришлось на не очень благополучные годы…90е…когда не то, что игрушки, еда не всегда была. И вот как-то однажды в беседе, уже будучи взрослым, мой одноклассник произнес фразу, которую я частенько вспоминаю, когда смотрю на деток.

“У меня в детстве самая любимая игрушка была географическая карта мира, которая висела над кроватью”

А теперь о главном…

Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков. У каждого он свой, но он есть. У каждого первоклассника в разной степени развиты высшие психические функции. Но есть одна психическая функция, которая максимально развивается в дошкольном возрасте, но ее почему-то не дооценивают. Воображение – это такая же психическая функция, как речь, мышление, память и т.д. Именно воображение дает толчок для развития мыслительных операций, и именно воображение в дошкольном возрасте играет основную роль.

Грязный ребёнок – счастливый ребенок!

Посмотрите на годовалого ребенка, который увлеченно играет с крышкой от кастрюли. Он может долго и упорно изучать ее, проверять ее свойства, примерять к разным предметам. Или двухлетний ребенок, который не умеет толком держать карандаш усердно рисует каракули на чистом листе, и как усердно пытается что-то изобразить. Что в этот момент делают родители???

Забирают крышку от кастрюли, и дают красивую игрушку взамен. А вместо чистого листа – раскраску. Увидев яркую игрушку, ребенок очень радуется, а в этот момент в мозгу у него выделяется нейромедиатор дофамин. Он отвечает за удовольствие, но есть у него одна побочка…Дофамина со временем становится недостаточно и ребенку для удовольствия требуется больше впечатлений.

И вот постепенно постоянное выделение дофамина блокирует развитие воображения. Зачем развиваться воображению, если вот оно все рядом такое яркое, красивое, звонкое. Ребенку уже не нужно придумывать игры, рисунки – всё сделано за него производителями игрушек и техники.

Время идет, малыш растет, в его жизни появляются многочисленные гаджеты и все более интересные игрушки. И приходя в первый класс, ребенок не может прочитать и запомнить текст из книжки, где нет картинок. Не может внимательно слушать объяснения учителя, ведь это не сопровождается прыжками и песенками. Ему быстро надоедает списывать с доски, ведь надписи не цветные и без картинок.

В мозгу нет выработки дофамина, а значит ребенку СКУЧНО, потому, что у ребенка дофаминовая зависимость

Другая же ситуация с теми детьми, у которых развитое воображение преобладает над дофамином. Им легко даются книжки без картинок, ведь они смогут представить сюжет рассказа. У них лучше развито мышление и память. Они более усидчивы, урок не вызывает отрицательных эмоций и ученик спокойно принимает учебную задачу.

Поэтому, если в год ваш ребенок играет с предметами быта или часами на улице может играть с одной палочкой – не забирайте у него его импровизированную игрушку. Дайте возможность ВООБРАЖЕНИЮ развиваться.