Или что такое дофаминовая зависимость
О том, что детям неинтересно учится не говорит только ленивый. Дети жалуются, что на уроках скучно, а учителя – что дети не слушают, постоянно отвлекаются. Конечно, рассуждать об этом можно бесконечно, но попробуем взглянуть на это с другой точки зрения.
Когда ребенок приходит в школу, он уже имеет определенный багаж знаний, умений и навыков. У каждого он свой, но он есть. У каждого первоклассника в разной степени развиты высшие психические функции. Но есть одна психическая функция, которая максимально развивается в дошкольном возрасте, но ее почему-то не дооценивают. ВООБРАЖЕНИЕ – это такая же психическая функция, как речь, мышление, память и т.д. Именно воображение дает толчок для развития мыслительных операций, и именно воображение в дошкольном возрасте играет основную роль.
Посмотрите на годовалого ребенка, который увлеченно играет с крышкой от кастрюли. Он может долго и упорно изучать ее, проверять ее свойства, примерять к разным предметам. Или двухлетний ребенок, который не умеет толком держать карандаш усердно рисует каракули на чистом листе и пытается что-то изобразить.
Что в этот момент делают родители???
Забирают крышку от кастрюли, и дают красивую игрушку взамен. А вместо чистого листа – раскраску. Увидев яркую игрушку, ребенок очень радуется, а в этот момент в мозгу у него выделяется нейромедиатор дофамин. Он отвечает за удовольствие, но есть у него одна побочка… Дофамина со временем становится недостаточно и ребенку для удовольствия требуется больше впечатлений.
И вот постепенно постоянное выделение дофамина блокирует развитие воображения. Зачем развиваться воображению, если вот оно все рядом такое яркое, красивое, звонкое. Ребенку уже не нужно придумывать игры, рисунки – всё сделано за него производителями игрушек и техники.
Время идет, малыш растет, в его жизни появляются многочисленные гаджеты и все более интересные игрушки. И приходя в первый класс, ребенок не может прочитать и запомнить текст из книжки, где нет картинок. Не может внимательно слушать объяснения учителя, ведь это не сопровождается прыжками и песенками. Ему быстро надоедает списывать с доски, ведь надписи не цветные и без картинок.
В мозгу нет выработки дофамина, а значит ребенку СКУЧНО, потому, что у ребенка дофаминовая зависимость.
Другая ситуация с теми детьми, у которых развитое воображение преобладает над дофамином. Им легко даются книжки без картинок, ведь они смогут представить сюжет рассказа. У них лучше развито мышление и память. Они более усидчивы, урок не вызывает отрицательных эмоций и ученик спокойно принимает учебную задачу.
Дайте возможность ВООБРАЖЕНИЮ развиваться!
Более подробную статью читайте на сайте http://centrsopr.ru/мне-скучно-дофаминовая-зависимость/
Мне почему-то кажется, что программа в школе стала слишком сложной, ребёнку очень трудно запомнить и осознать такое громадное количество информации. И это тоже не способствует повышению интереса к учёбе.
Я согласна с мнением, изложенным в статье: детям сложно воспринимать материал, не расцвеченный “яркими красками”, т.к. слишком много ярких игрушек, иллюстраций, мультфильмов, не оставляющих возможности дофантазировать, окружают их с раннего детства.
Но теперь изменить уже что-то очень трудно, дети выбирают современные мультфильмы и игры. И нельзя сказать, что воображение у них не развито, – вы посмотрите, какие замечательные картины они рисуют и какие интересные сочиняет сказки. Просто, воображение у детей нужно развивать и направлять в полезное русло. И учиться скучно далеко не всем. Важно, чтобы и родители были заинтересованы в учёбе.
Согласен с Олесей! Зачем отказываться от новых игрушек и мультфильмов, если они нравятся детям?Кроме того, новые технологии дают и новые возможности! И учителя стараются сделать урок интересней с помощью мультимедийных приложений, и учебники стали ярче по сравнению с теми, по которым мы учились. Но и Светлана верно сказала, – программа стала сложнее. На мой взгляд, слишком много ненужных сведений, которые ребенку не пригодятся.
Да, согласен, современного ребенка трудно чем-либо удивить и замотивировать на учебу. Если раньше дети понимали, для чего они учатся, то теперь им трудно объяснить для чего нужно ходить в школу. Сейчас очень популярной стала профессия блогер. Чтобы стать блогером, учиться не нужно, – об этом говорят с экранов ТВ и убеждают в Instagram. Кстати, статистика фиксирует снижение интереса среди молодежи к получению высшего образования. Я думаю, что вопрос заинтересованности в учебе намного сложнее, и трактовать его только в связи с дофаминовой зависимостью однобоко.
Мое мнение – ребенок сможет преодолеть “скуку”, если уже будет иметь опыт преодоления трудностей. Если, например занимался в спортивной секции.
Скучно учиться, скучная работа, скучная жизнь… К чему может привести погоня за яркой жизнью?
Японцы учат своих детей видеть красоту в простом, незатейливом. Но какое выразительное у них искусство! И как развита промышленность! Мы же, в погоне за яркостью, скатываемся к примитивизму.
Обсуждаемая тема волновала педагогов и родителей и прежде, но в наше время она актуальна как никогда. Детей больше привлекают компьютерные игры, мобильные телефоны и другие гаджеты. Я нашла в литературе описание педтехнологии, разработанной на основе технологии компьютерных игр, которые так интересны нашим детям.
Если рассмотреть внутреннюю организацию компьютерных игр, то в ней в полном виде представлена технология развития мотива достижения:
• существует серия заданий, различающихся по сложности, и возможность выбора заданий.
•есть возможность получить ясную информацию о результате деятельности, оценить качество выполнения задания (обратная связь).
• сложность заданий такова, что успех возможен только при определенных усилиях, находится на грани возможностей.
Составляющие этой технологии можно использовать и педагогу.
1. В игре – несколько уровней сложности, педагог постепенно усложняет учебные задачи.
2.В конце игры четкая обратная связь – победил или проиграл.
Учителем своевременно проводится диагностика достижений ребёнка, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.
3.Игрокам нравится игра, в которой есть шанс выиграть, только прилагая усилия.
В учебном процессе сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием.
4. Ребенок сам выбирает игру.
Учителю следует чаще предлагать задания по выбору, таким образом ставить обучающихся в ситуацию осознанного выбора.
Возможно, используя эту технологию, можно поддержать интерес к учёбе наших воспитанников.
Фактически полностью согласна со статьей, да и у взрослых такое наблюдается, по себе могу сказать.
Но хотелось бы дополнить: мне кажется, что дело не только в том, что детям скучно. Всё же обучение в школе – это обучение по большей части не практическое, а теоретическое. Это территория абстракций, о которых дети имеют ещё малое понятие и не могут ими мыслить. Период “скуки” жизненно необходим, так как дисциплина и усидчивость помогают понять, что есть абстракция и как ими мыслить.
В жизни важно уметь преодолевать трудности, и школьное обучение как раз учит этому.