Почему у детей не получается решать задачи?

Вы можете спросить: какое отношение имеет логопед к решению задач по математике? Как ни странно, – самое прямое. Неразвитая речь становится препятствием к осмыслению текста задачи. И я берусь это доказать!

“- Прочитала задачу?

– Да.

– Поняла условие?

– Нет.”

Я привела, как пример, рассказ репетитора, который много лет помогает школьникам по математике. И, по ее словам, часто, именно с такой беседы начинается решение задач (1-6 класс) на начальной стадии, когда ученик только пришёл заниматься дополнительно.

За период дистанционного обучения школьники значительно “отстали”по многим школьным предметам, в том числе и по математике. С одной стороны, обучение онлайн жизненно необходимо. Это интересная, прогрессивная и многообещающая идея, но не отработанная до конца. И негативная сторона вопроса – школьникам приходится слишком много времени проводить перед компьютером, просматривая, в том числе, обучающие ролики.

Смотреть намного проще, чем читать и считать.

Но, вот только, читая и считая можно постигать точные науки. Поэтому, на всех консультациях и собраниях я говорю родителям о важности и необходимости чтения книг.

Как чтение влияет на математику?

Именно в чтении и находится загвоздка, не позволяющая некоторым ученикам решить задачу. Что же такое “задача”? Приведу пример формулировки определения для первого класса, который дала Широкова В.Г. , публикация https://urok.1sept.ru/articles/556450#:~:text

Задача – математическое высказывание, состоящее из двух частей.

Первая часть – условие. Оно содержит известные числа задачи, связанные между собой сюжетом. С условием связан вопрос задачи.

Вторая часть – вопрос. Он содержит неизвестное число задачи. Возможно использование вопросительных слов. После решения задачи на вопрос можно дать один ответ.

Даже мне пришлось прочитать дважды, чтобы понять. А каково ребенку?

Осознание условия задач зависит от умения осмысленно читать текст, т.е. понимать его. Это важнейшая и прямая зависимость!

В наше же время школьники читают всё меньше. Часто ли ваш ребенок по своему желанию устраивается с книгой, чтобы интересно провести время? Вообще никогда? Читает ли он хотя бы по часу каждый день произведения из школьной программы? Редко?

Дорогие родители! Очень важно, чтобы чтение стало обязательным занятием для вашего школьника!

Польза чтения неоценима! Чтение развивает ребенка: словарный запас, связную речь, мышление, познавательные интересы!

Покажу наглядно, как осмысленное чтение влияет на ход решения задачи во втором классе:

  • У Марины 7 карандашей, а у Алёны на 4 карандаша больше. Сколько карандашей всего у Марины и Алёны?

Условие несложное. Берём Маринины карандаши, добавляем (прибавляем) четыре карандаша – получаем количество карандашей у Алёны. Легко. Складываем карандаши Марины и Алёны – готово. С такой постановкой задачи справляются почти все ученики начальной школы. Но авторы учебников усложняют текст, чтобы школьники могли подумать:

  • У Алёны на 4 карандаша больше, чем у Марины, у которой 7 карандашей. Сколько всего карандашей у Алёны и Марины?

Уже сложнее, но понять текст и решить задачу можно. Но существуют формулировки, которые у многих учеников вызывают полное непонимание:

  • У Марины 7 карандашей, что на 4 карандаша меньше, чем у Алёны. Сколько карандашей всего у Марины и Алёны?

Что? “ЧТО?!” Это “что” становится абсолютно непонятным словом большинству учеников, которые привыкли воспринимать его только как вопрос, не задумываясь о другом его значении. А почему? Потому что не читают. Или читают настолько мало, что навык чтения и навык понимания текста не успевают сформироваться.

Более того, обладая ограниченным словарным запасом, ученики просто-напросто не могут понять смысл многих слов и выражений. Также, часто дети не понимают и значение предлогов, передающих расположения предмета в пространстве. Результатом неразвитой речи становятся проблемы в решении задачи.

Чтение книг развивает словарный запас, помогает осознать значение редко употребляемых в обыденной жизни слов. Помогает понимать сложные речевые конструкции, чтобы потом перенести это понимание на тексты учебников и задач.

фото из открытых источников

17 Comments

  1. Да, действительно, дети часто не понимают текст задачи и, именно поэтому, не могут её решить.

  2. Многим детям сейчас математика дается очень трудно. Не только задачи, но и счет, примеры. Некоторые и во втором классе считают по пальчикам. К сожалению, ушли в прошлое детские подвижные игры во дворе – “12 палочек”, “Прятки”, “Гиганты и лилипуты”, “Вышибалы”, “Классики”. В этих играх волей-неволей отрабатывался счет: сколько палочек нашел, а сколько осталось; сколько раз нужно прыгнуть, поймать мячей, – так, незаметно тренировался счет.

  3. Но зато сейчас есть много развивающих игр, которые тренируют счёт и учат решать задачи. Это и настольные игры, и электронные. Чтобы ребёнок развивался, нужна заинтересованность родителей! Кто как не родители сядут с ребёнком и поиграют? Или на прогулке пересчитают всех голубей и воробьёв, а потом спросят, сколько улетело, а сколько осталось? Не думайте, что кто-то за вас будет развивать вашего ребёнка, действуйте сами!

  4. Да, согласна. Но замечу – воображение развивает также, например, рисование. Да и любая физическая активность, занятия спортом, работа по дому… развитие моторики тоже влияет на развитие интеллекта.

  5. Согласен с автором. Чтение книг развивает не только словарный запас, но и познавательные интересы у детей. Но, к сожалению, дети сейчас очень мало читают книг.

  6. Посмотрела по учебнику, какие задачки будет решать мой первоклашка в конце учебного года. Да, если ребёнок не читает сам, то условия задачи будет очень сложно понять. Формулировки уже в первом классе сложные. А что будет во втором? Спасибо за совет, срочно начинаем заниматься чтением!

    1. Ксения, замечательно, что Вы так решительно настроены! Но важно помнить, что для первоклассника большие тексты трудноваты. Навык чтения в первом классе пока только развивается и совершенствуется. Но если Вы хотите малыша приохотить к чтению, то читайте ему как можно больше сами! Читайте сказки, рассказы, приключенческие повести – выбор велик! Только учитывайте возраст и интересы Вашего первоклассника!

  7. Решение задач требует создания модели, т.е. ребёнок должен представить в уме ситуацию и производить с ней умственные действия. Подобная деятельность хорошо развивается при чтении книг. А работа с различными гаджетами таких действий не предусматривает, т.к. даётся готовая модель и мозг за ней следует. Поэтому задачи решать трудно. При чтении книг ребёнок представляет мир, который создал автор. Информация из гаджетов однозначна и не требует участия воображения.

  8. Подскажите, что делать? Мы и читаем сами, и заставляем, и выискиваем самые увлекательные книги, но привить интереса к чтению не можем. Дайте дельный совет, как приучить к чтению?

  9. У нас тоже эта проблема- невозможно усадить читать. Что только не пробовали: и читали сами, и выбирали интересные книги с доступным текстом, но сын первоклассник читать не хочет. Поделитесь опытом!

    1. Ксения, очень хорошо, что Вы указали возраст сына. Чтение для первоклассника достаточно сложная работа, пока он только осваивает этот навык, и ожидать, что он сразу полюбит самостоятельное чтение, не стоит. Вы молодцы, что сами читаете ему книги! Продолжайте и дальше читать их, пока Ваш малыш не подрастет и не научится бегло читать. Но уже сейчас можно договариваться, например: “я прочитаю эту страницу, а ты этот абзац”. Чтобы ребенку захотелось прочитать “этот абзац” книга должна быть очень интересной! В детской библиотеке могут Вам помочь подобрать увлекательные книги, ну а если Вы приведете туда и ребенка и дадите ему возможность выбрать, думаю, ему станет вдвойне интересней! Замечательные книги написали для детей такого возраста советские писатели: Н.Носов рассказы и “Приключения Незнайки”, В.Драгунский, Л.Дуров “Мои звери”, Э.Успенский “Дядя Федор, Пёс и Кот”, Г.Юдин “Букварёнок” и мн.др. Современные писатели тоже создают интересные книги. Я дала очень простой совет, но опробованный на собственном опыте. Я сама очень много читала своим сыновьям. И старший любил слушать сказки, которые читала младшему, вплоть до девятого класса. Очень часто, начав читать книгу, уходила по делам, прервавшись на самом интересном месте. И совсем не удивлялась, когда заставала сына, продолжающего чтение. Успехов Вам!

  10. У наших детей в руках планшеты, а в голове – миллион мыслей и впечатлений. Если мы, их родители, привыкли к тишине и единственному каналу информации в виде учительницы у доски, то на них информация льется водопадами со всех сторон.
    В итоге мозг, чтобы справиться, обращается к клиповому мышлению, ярким картинкам, оригинальным поворотам. Так что и математику придется объяснять на языке, близком современным школьникам. И тут все средства хороши. Настольные игры, где нужно покупать отели, управлять батискафом, считать деньги; квесты, которые можно проходить с друзьями; тетрадки в форме веера, где на одной странице задача, а на следующей – ответ.
    И, конечно, новые учебные пособия, где все задания – это игра. В серии книг «Занимательная математика в комиксах» все, что нравится детям – увлекательный сюжет, который проведет через весь учебник, комиксы, которые формулируют правило коротко и ясно, знакомство с таблицами, диаграммами – все, что действительно пригодится в жизни и поможет потренироваться в математике. Книжки «Раскрой преступление», «Построй небоскреб», «Запусти ракету в космос», «Управляй реактивным истребителем» научат нестандартно мыслить, а, значит, справляться с различными по сложности школьными и олимпиадными заданиями по математике. Развиваем память, логическое мышление, внимание, воображение.

  11. Всё верно написано в статье: дети мало читают, имеют не богатый словарный запас и, поэтому, часто не могут осознать текст задачи. Но я ещё бы добавила, что причиной непонимания задачи становится недостаточное развитие пространственных представлений.

  12. Алла Геннадьевна, вы, как логопед, абсолютно правильно ухватили первопричину: ребёнок должен правильно прочитать текст задачи и его осознать, понять. Можно родителям сначала вместе с ребёнком читать текст задачи, а потом ребёнок ещё раз прочитает самостоятельно. А вот как помочь ребёнку осознать, понять текст задачи? Я могла бы родителям подсказать, т.к. я учитель математики с 50летним стажем

  13. Татьяна Васильевна, подскажите, пожалуйста, на что в первую очередь ребёнок должен обращаться внимание, читая задачу? Если можно поясните, пожалуйста на конкретных примерах. Мне, как родителю, это бы очень помогло. В общих чертах я понимаю как объяснить, но существует много непонятного, что ребёнку осознать сложно. Буду очень благодарен.

Leave a Reply