Ваш ребёнок пошёл в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы. Очень важно, чтобы у ребенка был хороший словарный запас, иначе, он просто не поймет объяснения учителя!
Словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как: одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт. Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д. Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д. Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д. Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползёт, собака лает и т.д. Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д. Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д. Подбирать слова близкие по значению: храбрый-смелый, хороший-приятный, холод-мороз, стужа, хвалить-одобрять, расхваливать, скучать-тосковать и т.д. Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый-чёрный, хороший-плохой, мириться-ссориться, младший-старший, можно-нельзя, полезный-вредный и т.д. Понимать переносные значения выражений: “золотое сердце”, “злой язык”, “короткая память”, “голова на плечах”, “не тронуть пальцем”, “правая рука”, “наломать дров” и т.д.
Мы хотим поделиться с вами простыми способами увеличения словарного запаса малыша:
1. Читайте книги!!!!
Чтобы ребёнок запомнил слово, сначала он должен его где-то услышать и понять смысл. Регулярное чтение книг отлично подходит для этой цели. Тематика и жанры литературы могут быть разными (здесь лучше исходить из того, что интересно малышу), а вот скорость чтения должна быть не слишком высокой.
2. Обсуждайте прочитанное
Спрашивайте, что понравилось малышу в прочитанной книге и почему, какие герои запомнились. Если ребёнок затрудняется ответить, задавайте наводящие вопросы.
Вовлекайте ребёнка в диалог и по другим темам, например, обсудите погоду, праздники, домашних питомцев, мультфильмы и т.д. Старайтесь называть предметы, которые привлекают детское внимание, и рассказывать о них. Это также способствует расширению словарного запаса.
3. Используйте игровые формы обучения
Уже давно не секрет, что информацию, которая преподносится в ходе игры, дети запоминают гораздо быстрее. Поэтому играйте с пользой!
- Игра “Опиши игрушку / предмет”
- Игра “Я знаю 5…”
- Игра “Правда или ложь”
- Игра “Ассоциации”
Не стоит забывать и о том, что словарный запас ребёнка зависит от словарного запаса окружающих его людей. Поэтому старайтесь разнообразить собственную речь и использовать больше слов для описания и оценки событий, животных, предметов и людей вокруг.
4. Старайтесь использовать не только знакомые ребенку определения вроде «большой», «маленький», «красивый», «хороший», но и другие эпитеты, которые лучше опишут предмет (высокий, крошечный, замечательный и т. п.). Близкие по значению слова делают речь выразительнее и точнее. Детям важно слышать их в речи взрослого, чтобы начать использовать самим.
5. Рассказывая о чем-то ребенку, используйте для описания как минимум два прилагательных.
6. Предлагайте ребенку сравнивать предметы. Например: «Это большой или огромный медведь, маленький или крошечный муравей?».
7. Предлагайте на выбор несколько вариантов. Например: «Пейзаж красивый или живописный?».
8. Попросите ребенка сказать иначе. Например, он говорит, что рубашка чистая. Предложите придумать другой вариант — «белоснежная». Сделайте это игрой: договоритесь, что вам нельзя использовать распространенные слова, например «большой» или «маленький».
9. Многозначные слова. Дети с раннего возраста сталкиваются с такими словами и усваивают их смысл из ситуаций. Так, например, произошло с сыном автора. Многие развивающие игры она хранила в канцелярских прозрачных папках и однажды попросила Андрея убрать в папочку картинки. Он засмеялся и удивился, что папочка — это не только его папа, но и предмет для хранения картинок.
10. Первое время дети воспринимают фразеологизмы буквально. Так, однажды трехлетняя девочка на занятии рассказывала о наступлении осени и при этом топала ногами. Для того чтобы ребенок научился понимать смысл таких фраз, их нужно чаще использовать в речи. Ребенок будет постепенно понимать значение подобных конструкций, анализируя ситуацию, в которой они применялись. Переносный смысл слов становится доступным ребенку к 4-5 годам, поэтому фразеологизмы он начинает понимать именно в этом возрасте. Дети, с которыми разбирают смысл фразеологизмов, начинают более осмысленно слушать, анализировать.
11. В возрасте около 3 лет жизненных ситуаций становится недостаточно для развития речи, и тогда большую роль начинают играть книги. Из них ребенок узнает много нового, расширяет словарный запас. Дети любят, когда им читают одни и те же книги, заучивают наизусть целые отрывки. Это помогает им усвоить правильные грамматические конструкции, улучшить связность речи.
Читая ребенку стихи, обратите внимание на те места, где встречаются трудные для него грамматические конструкции. Повторяйте эти фрагменты чаще — и ребенок выучит их наизусть.
12. Дети многое узнают из мультфильмов. Сам по себе просмотр мультфильма не развивает речь, но дает повод для обсуждения увиденного (можно обсудить вместе с ребенком детали и действия героев, попросить его пересказать сюжет), темы для сюжетно-ролевых игр.
Часто родители включают детям мультфильмы, чтобы освободить себе немного времени. Но лучше находить возможность посмотреть их вместе, чтобы во время просмотра говорить о том, что происходит на экране, а потом попросить ребенка пересказать то, что он увидел.
13. Старайтесь, чтобы ребенок смотрел не только мультфильмы, чередуйте их с документальными фильмами о природе, жизни людей. Такие передачи расширяют кругозор и способствуют развитию речи. Всегда обсуждайте с ребенком увиденное.
14. Проводите с ребенком больше времени за каким-нибудь полезным делом. Например, за совместным приготовлением пищи. Сейчас популярны детские кулинарные мастер-классы, но и дома полезно приготовить вместе что-нибудь вкусное. Можно готовить блюда разных стран и обсуждать при этом их географию или изучать состав и классификацию продуктов, которые вы используете, и тогда майонез никогда не окажется в компании молочных продуктов, а батон не будет расти на хлебном дереве. Даже то, что на сковороде жарят, а в кастрюле варят, для многих детей становится открытием. Поэтому совместное приготовление еды развивает речь, если при этом разговаривать.
Совместное творчество не только сближает, но и способствует обогащению речи. И дело тут не в развитии мелкой моторики, которая, безусловно, тренируется, если вырезать, клеить, лепить, рисовать… Совместное творчество учит обсуждать план действий договариваться.
15. Предложите поиграть в развивающие игры. Их не обязательно покупать — можно придумать самим или вспомнить те, которые нравились вам детстве. Вот несколько примеров известных и всеми любимых детских развлечений.
- Называть признак предмета и соотносить с ним определенный предмет. Например: свежий — хлеб, газета, взгляд; огромный — небоскреб, слон, мир и т. п.
- «Я знаю пять». В дошкольном возрасте важно не просто знать много слов, но и уметь относить их к категориям. Предложите ребенку назвать пять овощей или пять видов морского транспорта. Вероятно, сразу назвать пять головных уборов или пять перелетных птиц будет сложно, но регулярные игры помогут разложить все по полочкам.
- Загадки. Хорошо развивают речь и мышление загадки, придуманные самостоятельно. Дети любят их не только отгадывать, но и загадывать взрослым. Такие загадки — это еще и небольшие сочинения-описания. Например: «Он маленький, колючий, живет в лесу».
- «Съедобное — несъедобное». Договоритесь с ребенком, что вы будете бросать ему мячик и называть слово. Если вы назвали что-то съедобное, то ребенок ловит мяч, если несъедобное — не ловит. Можно немного усложнить игру. Например: слова теперь называете не только вы, но и ребенок. Вы говорите слово и бросаете мяч, а ребенок ловит его и бросает вам, называя свое слово. В такой игре закрепляется и расширяется словарный запас.
- Сочинение историй. Вы начинаете: «В одном городе жил мальчик…». А ребенок придумывает второе предложение. Такие истории получаются увлекательными, забавными, а порой и страшными. Но они развивают речь.
16. Не забывайте о вежливых словах: «пожалуйста», «спасибо», «приятного аппетита», «будь здоров». Не спешите требовать, чтобы ребенок использовал их, но следите, чтобы в вашей речи они тоже были.
По материалам книги «Без паники!»
Родителям важно знать, что к семи годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много – это – сады, гулял за садом и т.д.
Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.