или немного о том, что может быть намного полезнее раннего развития

Современные родители уделяют много внимания развитию своих детей. Да и как не уделять, когда со всех углов звучат лозунги в духе “после трёх уже поздно”? Родители очень не хотят быть “опоздавшими”. Они хотят чтобы их дети были умными или по крайней мере не глупее других, поэтому водят малышей в секции по раннему развитию, где детей буквально с пелёнок учат лепить, рисовать, считать, читать, конструировать и прочему.

У родителей особых детей существует не просто хотелка развивать. Нам в первую очередь нужно чтобы ребёнок догнал сверстников и хотя бы не отставал по развитию.

Но и в случае, когда мы имеем ребёнка с обычным развитием, и в случае, когда имеем особого, часто за ворохом всяких “чтений с пелёнок”, “математик в 3 года” или “быстрей-быстрей, а то будет умственная отсталость” забываем об одной крайне важной для развития дошкольников вещи – сюжетно-ролевой игре.

фото из открытых источников

Казалось бы, зачем она вообще нужна, эта сюжетно-ролевая игра? Каким образом ребёнку может помочь развиться игра в дочки-матери или войнушки? Тем не менее, детская психика построена так, что начиная с 3-4 лет и до школы именно подобная игра становится ведущей деятельностью ребёнка, фактически формирующей развитие высших психических функций, особенно области эмоционально-волевой сферы.

Как именно сюжетно-ролевая игра развивает детей?

  • Учит понимать поступки других людей

В игре ребёнок может примерять на себе ряд ролей, увиденных им в реальной жизни, по телевизору или в сказках: “Я – врач”, “Я – водитель”, даже “Я мама/папа” и прочее. Примерка ролей вынуждает ребёнка перенимать на себя модель поведения взрослых.

Ребёнок начинает понимать, почему он будучи, к примеру, “мамой”, делает с куклой, играющей роль ребёнка, то, что ей может не нравиться – кормит невкусной кашей или горьким лекарством, заставляет мыть руки “чтобы не болел живот” и прочее.

Здесь игра учит ребёнка децентрации – способности отказаться от эгоизма и встать на место другого человека, чтобы понять мотивы его поступков.

  • Ускоряет развитие самоконтроля

Если в реальной жизни какой-либо запрет и правила часто вызывают у ребёнка протест, то в сюжетно-ролевой игре протест вызовет отклонение от правил.

Дети хотят чтобы в игре, несмотря на её ненастоящесть, происходили те вещи, которые они видели в реальной жизни, то есть кошка ловила мышку, а не наоборот, или “мама” готовила “детям” еду, а не баловалась и играла в игрушки.

Малышу приходится систематически подавлять внезапные желания просто побегать и повалять дурака, ведь он, например, играет в пекаря и прямо сейчас у него в духовке пирог, который попросту сгорит, если “пекарь” всё бросит и побежит кидать мяч.

Лев Выготский называл сюжетно-ролевую игру “школой произвольного (то есть, взрослого) поведения”. Примеряя роли, ребёнок САМ охотно начинает подчиняться законам её поведения, САМ отказывается от инфантильной модели поведения, импульсивных, незапланированных действий.

Из-за игровых обязанностей малыш намеренно подавляет импульсивное желание побегать, отвлечься. Это приводит к тому, что у ребёнка постепенно сама по себе развивается способность к самоконтролю. И что самое важное, это обучение самоконтролю для него в удовольствие, в отличие от нудных наставлений взрослых.

  • Развивает коммуникацию и конкурентность

Когда дети играют друг с другом, им приходится учитывать точку зрения друг друга, следовать правилам, учиться договариваться.

Кроме того, совместная игра развивает конкуренцию и настойчивость. Исследования неоднократно показывали, что в игре дети легко преодолевают собственный порог возможностей и “не хочу”/”не могу”, стараясь превзойти сверстников в соревнованиях типа кто лучший спортсмен, водитель или повар.

  • Способствует развитию абстрактного мышления и воображения

Если дать малышу до трёх лет пирамидку, он с высокой вероятностью начнёт предметную игру – будет складывать кольца пирамидки на палочку.

После трёх лет детское мышление начинает отходить от предметных действий. Ребёнок может продолжать складывать кольца, но может неожиданно включать фантазию и использовать кольца пирамидки как вкусные бублики к чаю для игрушки.

Малыш конечно понимает, что это не настоящие бублики, а кукла или мишка не нуждаются в еде, но в игре он даёт им новые образы и наделяет новым смыслом и функциями. Именно это помогает ребёнку быстрее перейти от предметного мышления к более взрослому абстрактному, на котором основывается интеллект во взрослом возрасте.

В общем, обычная сюжетно-ролевая игра очень важна и для особых, и для здоровых детей.

К сожалению, сейчас наблюдается тенденция к тому, что родители уделяют слишком много времени развитию интеллекта, спортивных качеств. Я не спорю – это полезно. Но часто за загрузкой ребёнка занятиями практически не остаётся места простой детской игре, так как её польза хоть и важна, но неочевидна и кажется взрослым глупой тратой времени.

В результате мы имеем поколение, которое действительно развитое, знает много. Однако вместе с тем растёт количество эгоистов, невротиков, детей, не умеющих общаться и договариваться, так как они “перескочили” важный этап развития, не отработав его в игре.

Спасибо, всем, кто дочитал до конца!