Трудный звук, ты мой друг!

Постановка и автоматизация звуков в речи.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным. Особо важное значение имеет правильное произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и  недостатки речи могут привести к неуспеваемости. Если ребенок путает звуки в произношении, то он перепутает их и в письменных работах.

         Поэтому родители,  у детей которых выявлены нарушения звукопроизношения, должны вовремя обратиться к логопеду и строго выполнять все его указания. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать дома детям, правильно произносить те или иные звуки.

Обязательно, каждый день, прежде чем перейти к проговариванию стихов и скороговорок на поставленные звуки, необходимо делать артикуляционную гимнастику. Она может быть очень веселой, например, такой:

Артикуляционная гимнастика “Язычок в зоопарке”

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с Язычком отправимся в зоопарк и мы: будем изображать всех животных, которых Язычок встретит. Вот пришёл Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. 

фото из открытых источников

Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. 


(Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть рот. Повторить 3-4 раза.) 


Рот пошире открываем, 
В бегемотиков играем: 
Широко раскроем ротик, 
Как голодный бегемотик. 
Закрывать его нельзя, 
До пяти считаю я. 
А потом закроем рот 
Отдыхает бегемот 

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были… Правильно, лягушки. 

Давай изобразим, как лягушки улыбались. 

фото из открытых источников


(Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.) 


Подражаем мы лягушкам: 
Тянем губы прямо к ушкам. 
Вы сейчас тяните губки – 
Я увижу ваши зубки. 
Мы потянем — перестанем 
И нисколько не устанем. 

Идёт Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же… слон! 
Давай покажем, какой у слона хобот! 

фото из открытых источников


(Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперёд и удерживать в таком положении до счёта «пять» (потом до счёта «десять»), вернуться в исходное положение.) 


Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слонёнка. 


(Описание упражнения: вытянуть вперёд губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом.) 


Я водичку набираю 
И ребяток поливаю! 
Буду подражать слону! 
Губы «хоботом» тяну. 
А теперь их отпускаю 
И на место возвращаю. 

Полюбовался Язычок слоном и пошёл к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею! 

фото из открытых источников

(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3-4 раза.) 


Подражаем мы змее, 
С ней мы будем наравне: 
Высунем язык и спрячем, 
Только так, а не иначе. 

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. 

(Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.) 

Я — весёлая лошадка, 
Тёмная, как шоколадка. 
Язычком пощёлкай громко – 
Стук копыт услышишь звонкий. 

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расчёску и начал причёсываться. Давай покажем, как он это делал. 

фото из открытых источников

(Описание упражнения: улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперёд-назад, как бы «причёсывая» его.) 


С волосами я дружу, 
Их в порядок привожу. 
Благодарна мне причёска. 
А зовут меня… (расчёска). 

Привёл Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! 


(Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.) 


Тик-так, тик-так. 
Язычок качался так, 
Словно маятник часов. 
Ты в часы играть готов? 

фото из открытых источников

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. 

(Описание упражнения: надуть одну щёку — сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.) 


Я надул воздушный шарик 
Укусил его комарик. 
Лопнул шарик. 
Не беда Новый шар надую я. 

«До свидания, зоопарк!» — сказал Язычок и пошёл домой. 

Источник информации: https://logopedprofiportal.ru/blog/639714

Кубики для артикуляционной гимнастики

  1. Игра для артикуляционной гимнастики на свистящие звуки
  2. Игра для артикуляционной гимнастики на шипящие звуки
  3. Игра для артикуляционной гимнастики на звук [Л]
  4. Игра для артикуляционной гимнастики на звук [Р]
  5. Игра для артикуляционной гимнастики на все звуки
фото из открытых источников

Источник информации: https://logopedprofiportal.ru/blog/538483

Электронные презентации для автоматизации звуков

ссылка для просмотра и скачивания: http://multiurok.ru/files/avtomatizatsiia-zvukov-v-v.html
Для просмотра и скачивания презентации ссылка: http://multiurok.ru/files/povtorite-ka-rebiatki-strochki-s-trudnym-zvukom-sh.html
Ссылка для скачивания и просмотра презентации: http://multiurok.ru/files/avtomatizatsiia-zvukov-n-n-v-slovakh-i-predlozheni.html

Ссылка для скачивания и просмотра: http://multiurok.ru/files/povtorite-ka-rebiatki-strochki-s-trudnym-zvukom-r.html

Лабиринты для автоматизации звуков

Источник информации: https://logopedprofiportal.ru/blog/639714

фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Источник информации: https://logopedprofiportal.ru/blog/639714

2 Comments

  1. Здорово, когда подружиться с трудным звуком можно так весело! Думаю, что благодаря интересным занятиям, это дружба на всю жизнь!

  2. Спасибо большое за презентации, ребенок с большим удовольствием занимается!

Leave a Reply