Когда вы отправляли ребёнка в 1-й класс, то были абсолютно уверены, что он развит, смышлён и вполне подготовлен к обучению. Но вот успехи на первых порах сменились неожиданными неудачами. Вы видите, что ученик хорошо справляется с математикой и другими школьными предметами, но почему-то с трудом овладевает письмом. У него ужасный почерк, а в выполненных упражнениях и диктантах множество ошибок. При этом вы знаете, что ребёнок добросовестно учит все правила русского языка.

Давайте внимательно проанализируем ошибки в тетрадях вашего ребёнка. Какие из них вам хорошо знакомы?

  • Школьник путает похожие по начертанию буквы (например, ш и щ, р и ь, з и э), часто пропускает буквы в словах (чловек, учник) или вообще не дописывает слова (бабушк, уточк)?
  • А может быть, он часто переставляет буквы и слоги внутри слова или, наоборот, наращивает слово лишними буквами?
  • Ребёнок не слышит ударных гласных звуков в слове и допускает много ошибок на правописание безударных гласных?
  • Или он не различает на слух согласные звуки з—с, ж—ш, ч—щ, ц—с?

Если подобные ошибки в больших количествах вы нашли в тетрадях вашего ребёнка, у него — дисграфия.

Дорогие родители! Если у вашего ребёнка обнаружились подобные проблемы, не нужно его ругать, стыдить. Важно понимать, что дислексия и дисграфия – это не психические заболевания и не приговор. Проконсультируйтесь с грамотными специалистами (логопед, невролог, нейропсихолог) и как можно раньше приступайте к специальным коррекционным занятиям с логопедом.

К сожалению, подобные явления у детей, да и у многих взрослых людей, встречаются нередко. И очень часто низкая успеваемость ребёнка в школе объясняется не состоянием его интеллекта, а неразвитостью особого слуха и зрения, которые можно и нужно корректировать и развивать.

Дисграфия — это частичное нарушение письма, которое в каждом отдельном случае связано с разного рода причинами.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.

1. Проговаривание

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву “Пишем букву – тянем звук”, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово “корова” так и произносим: КО-РО-ВА, а не [карова], как мы это делаем в обычной речи. Ещё лучше проговаривать так: “КО- гласная О, РО – гласная О, ВА – гласная А” – этот прием хорошо работает, когда ребёнок пропускает гласные буквы.

2. Поиграйте в шифровщиков

Создайте игровую ситуацию: “Сейчас мы будем шифровать слова, чтобы передать секретное послание. Для этого согласные мы будем заменять черточками, а гласные прописыват буквами” Вот как будет выглядеть слово “школа”: _ _О_ А; или – “собака”: _О_А_А. Очень эффективный прием, который нравится детям, и также помогает справиться с пропуском букв.

3. Переписывайте предложения из детских книг

Ежедневно просите ребенка переписать одно-два предложения из любимой книжки. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в узкую линию с косой разлиновкой. Каждый день ребенок должен переписывать туда по одному, по два коротких предложения. Главное условие – вертикальные элементы букв нужно проводить строго по косой линии. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только несколько слов или букв.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша..

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: прочитать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.

Здесь представлены только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов.

Более подробные задания и упражнения представлены в разделе 2 класс, карточки для коррекции дисграфии.

Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия и доброжелательная обстановка, а также терпение, терпение и еще раз терпение.

Желаем успехов!