Как помочь ребёнку писать красиво

Очень часто причину школьных неудач можно отыскать в самом начале обучения в первом классе, и связана она с тем, что у ребёнка не получалось красиво выводить палочки-крючочки, а затем и буквы. Странная связь? Нет, не странная, ведь именно тогда ребёнок начал утрачивать веру в свои силы. Первый неуспешный опыт закрепляется и, порой, перерастает в нежелание стараться и трудиться.

Помочь малышу-первокласснику вполне по силам и родителям. Но обязательно нужно поддерживать с учителем связь и знать об особенностях начертания букв и соединений – это очень важно!

Чтобы начать работу по исправлению почерка ребенка, необходимо знать о причинах трудностей. Как только вы избавитесь от них, ребёнок станет писать намного лучше, но над этим надо работать.

Прежде всего обратите внимание на следующие вопросы, и возможно на этом этапе уже удастся многое изменить:

  • Правильно ли ребенок держит ручку? 
  • Ровно ли сидит?
  • Под каким углом лежит тетрадь? Какое расстояние до глаз?
  • Достаточно ли хороши письменные принадлежности?
  • Какова скорость письма (не спешит ли во время письма)?

Приступая к занятиям по улучшению почерка, создайте у ребенка хорошее настроение, не забудьте сказать, что постепенно у него все получится; придумайте игровую мотивацию: например, скоро Новый год, и для того, чтобы Дед Мороз правильно прочитал твое письмо, нужно постараться написать его красиво!

На работу по исправлению почерка уделяйте по 15-20 минут каждый день. Это будет гораздо эффективнее, чем занятия по целому часу один или два раза в неделю. При регулярных упражнениях результат можно увидеть уже через один-два месяца.

Обязательно используйте игровые моменты, чтобы малышу было интересней заниматься!

1. Ситуация успеха

Начинаем писать с палочек и элементов букв в прописях или в тетрадке в частую косую линейку. Сначала ребенок обводит по точкам, потом пишет самостоятельно по целой строчке.  А мама или папа зеленой ручкой подчеркивает в его тетради те элементы, буквы или слова, которые написаны красиво. Ни в коем случае не красной ручкой, а также не исправляете и не зачеркиваете ничего. Зеленый цвет сам по себе располагает к спокойствию и расслаблению. Когда подчеркиваете только красивые и правильно написанные буквы, вы создаете ситуацию успеха, акцентируете внимание только на хорошем. Это придает ученику уверенность и мотивирует его писать и дальше также аккуратно. У него будет цель:  чтобы вся строчка была подчеркнута зеленым карандашом.

Как я учу писать красиво. 5 эффективных методов по исправлению почерка ребенка

2. Обмен ролями. 

Вы ставите ученика на позицию учителя. Сами пишете в черновике какой-нибудь текст и сознательно допускаете в нем ошибки. Делаете неправильные соединения, кривите буквы, выезжаете за линии – в общем, всё то, что делает неправильно сам ребенок. А потом даете ему ту же зелёную ручку и просите проверить вас, исправить все ошибки и поставить вам отметку, как учитель. Такой подход помогает ученику встать на место преподавателя и посмотреть на свое письмо со стороны. Детям обычно очень нравится такое задание. И они надолго запоминают ошибки, которые им пришлось исправлять, и стараются их не допускать. 

3. Развитие мелкой моторики

Чтобы писать красиво, надо много тренировать пальцы, ладонь, мышцы руки. Используйте массаж руки и пальчиковую гимнастику, уделяя особенное внимание тем трём пальцам, которые держат ручку. Помимо этого, мелкую моторику руки развивают вышивание, рисование, лепка, пазлы, игры с мелкими предметами, лего, театр теней. Всё это упражнения, благодаря которым рука подготовится к чистописанию и будет меньше уставать при большом объеме письма.

4. Копирование

Это самая простая и распространенная методика, первая часть которой применяется в школах. Вы начинаете писать в прописях. Буквы, слова, предложения обводите по точкам или пунктирным линиям. Делать это надо строго и ровно по точкам, без “дрожащей руки”.  Потом кладете на обведенные предложения тонкий прозрачный лист. И просите написать, обводя, этот же текст на листе. Принцип кальки. Далее этот текст ребенок пишет в тетрадке самостоятельно. Этот метод основан на мышечной памяти. То есть рука помнит, что она писала до этого, как обводила. И поэтому после многократного повторения таких упражнений в прописях, почерк постепенно будет улучшаться.

5. Представляем образы

Вы говорите ребенку: “Представь, что твои буквы – это…” машины на парковке  или куклы в очереди в магазин, или солдаты на параде – одним словом, всё, что подскажет ваша фантазия. Потом просите поставить солдат или кукол в ряд ровно, чтобы они не падали и не танцевали. Обычно дети сначала смеются, а потом стараются “построить” свои буквы в тетрадке или в прописях ровно и красиво. 

Согласитесь, эти методы намного лучше постоянных упреков и ругани из-за плохого почерка. Регулярные упражнения обязательно дадут свои результаты. Но в случае серьезных нарушений письма рекомендую обратиться к логопеду.

Занимательные упражнения для школьников для развитие мелкой моторики и формирования красивого почерка

Почерк школьника часто зависит от развития мелкой моторики руки. Различные пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика хорошо развивают мышцы руки и координируют движения пальчиков.

Упражнения увлекательные, и если выполнять их регулярно и систематически по 10-15 в сутки за несколько подходов,то буквы в тетрадках будут ровнее, почерк станет более аккуратный. 

Пальчиковый твистер

Это полноценная настольная игра, которую можно купить готовую или распечатать схемы самостоятельно, вырезать, склеить кубики и покрыть скотчем, чтобы игра служила долго.

7 занимательных упражнений для школьников для красивого почерка на развитие мелкой моторики. Мои ученики просят их постоянно
7 занимательных упражнений для школьников для красивого почерка на развитие мелкой моторики. Мои ученики просят их постоянно
фото из открытых источников

Правила игры просты: два кубика кидаем одновременно. Один показывает, какой именно палец должен ходить, а второй показывает, на какой по цвету кружок его поставить. Если выпала белая рука – палец на выбор. На одном поле могут играть двое. Рука на поле только одна, вторая должна бросать кубики. Выиграет тот, кто не собьётся и дольше всех продержит свои пальцы на игровом поле, что сделать не так-то просто.

Рисование двумя руками

Фото из открытых источников

Фото из открытых источников

Многие знают о пользе рисования двумя руками одновременно. Это активизирует работу обоих полушариев мозга, развивает интеллект, служит профилактикой и коррекцией дисграфии и дислексии. Такая техника рисования набирает популярность в последнее время, и она очень нравится детям.

Можно использовать это задание вместо прописей. Начинаем с рисования простых элементов: палочек, кружочков, квадратиков. Далее пишем буквы, слова, рисуем снеговиков, домики и т. д. Берём карандаши в обе руки и начинаем рисовать одновременно. НЕ сначала нарисуем один треугольник, потом второй, а одновременно начинаем и заканчиваем двумя руками.

Графические диктанты

изображение из открытых источников

С графическими диктантами многие знакомы со времён подготовки к школе. Это одно из любимых упражнений дошкольников. Оно остаётся любимым и в начальной школе, но подходить к этому заданию нужно уже более серьёзно. Рисунки брать сложные, многогранные, многодетальные, большие. Линии должны быть ровные, это важно при выработке красивого почерка.

Рисование по клеточкам

изображение из открытых источников

Рисунки по клеточкам или пиксель арт – пиксельная графика, вид искусства. На первый взгляд это кажется простым, но сколько кропотливого труда вложено в то, чтобы ровно обвести и раскрасить каждую клетку в нужный цвет!

Для почерка и развития моторики такие рисунки лучше делать карандашами. Идей для пиксель арта очень много в интернете, НО для подростков не надо подбирать зайчиков и котиков, пусть рисуют любимых персонажей, иллюстрации к своим играм. Пример на фото выше – пиксель арт из игры Майнкрафт.

Массажные мячики

фото из открытых источников

Массажные мячики тоже набирают популярность в логопедических занятиях за последние годы. Игольчатая поверхность мяча способствует улучшению кровообращения, развивает сенсорное восприятие, мышцы рук и мелкую моторику. Есть много игр с этими мячиками, но школьникам следует давать усложненные задания. Не просто поглаживания и покатывания по ладошкам, а сильные нажатия. Можно устроить соревнование: кто сможет зажать мячик между двумя пальцами и продержаться так, не уронив его, в течение минуты?

Волшебный мешочек

7 занимательных упражнений для школьников для красивого почерка на развитие мелкой моторики. Мои ученики просят их постоянно
фото из открытых источников

Правила этой игры нужно усложнять под уровень школьника. В мешочек или в пакетик положить несколько мелких предметов со множеством деталей и массажных элементов. Например: массажный мячик, расческа для кукольных волос, небольшая деталька Лего и т.д. Задача ребенка: не гладя, на ощупь взять в мешочке один предмет и определить, что это такое, не вытаскивая его.

Театр теней

изображение из открытых источников

А эта игра незаслуженно забыта. А ведь она отлично развивает мелкую моторику и воображение. Показывать фигурки животных с помощью собственных рук можно прямо на стене, а можно сделать экран из белого листа, взять лампу или фонарик, устроить настоящее теневое представление. Перед представлением нужно как следует потренироваться, детям не так-то просто держать определенные положения пальцев, как кажется на первый взгляд.

Эти упражнения помогут школьникам улучшить моторику рук и сделают почерк более аккуратным и ровным. Но выполнять их надо регулярно, как я уже советовала в начале статьи.

Для подготовки статьи использовались материалы: https://zametki_v_slinge/kak-ia-uchu-pisat-krasivo-5-effektivnyh-metodov-po-ispravleniiu-pocherka-rebenka

https://zen.yandex.ru/media/zametki_v_slinge/7-zanimatelnyh-uprajnenii-dlia-shkolnikov-dlia-krasivogo-pocherka-na-razvitie-melkoi-motoriki-moi-ucheniki-prosiat-ih-postoianno-60997fa7481f3e20cda57d11

1 Comment

  1. Алла Геннадьевна, добрый вечер! Очень интересная статья, спасибо большое! Некоторые приёмы использую ( пока в виде игр) с маленьким внуком ( нам ещё только два годика), он с удовольствием играет шишками ( катает их в ладошках), и рисует двумя руками одновременно. Спасибо!

Leave a Reply