Один из самых частых родительских запросов – «Ребёнок не хочет учиться, что делать?». Но для того, чтобы хотеть учиться, учиться надо как минимум уметь. А это навык! Детский психолог Ольга Кондрашова рассказывает о том, как этот навык приобрести и развить.
Оригинальный текст читайте на сайте mel.fm
Не стоит ожидать, что ребенок сможет сделать это самостоятельно: пока маленький человек учится в 1-2 классе (в 3 уже более или менее начинает включаться ответственность за себя), он ещё не очень собран, организован, попросту «вменяем». Поэтому он нуждается в контроле со стороны, то есть его надо элементарно научить учиться, показать, как это делается.
Конечно, есть дети, которые в силу повышенной тревожности, например, страха перед учителем или родителями, или, наоборот, чрезмерной очарованности учителем (больше встречается у девочек), сами обеспокоены выполнением домашнего задания. Но это скорее исключение из общего правила. Итак, ответственность за умение ребёнка учиться в значительной степени лежит на взрослых!
Сейчас много экспертных оценок, которые сводятся к тезису – интерес ребенка превыше всего. Согласна, что инициативу ребенка давить преступно. Но, к сожалению, возбуждение от новизны падает даже у взрослого, а умение вернуть себя к сосредоточенности, будь то решение задачи или просто усвоение новой информации, думаю, останется актуальным. Хотя бы до тех пор, пока нас не будут «чипировать» уже встроенными программами по аналогии с гаджетами. Но пока у нас с вами дети, а не роботы. И через определенное время ваш ребёнок из начальной школы перейдет в старшие классы, где учиться будет уже труднее.
Помимо этого в старшей школе смещается мотивационный приоритет – ребёнок «слетает» с важности обучения на важность установления социальных связей (друзья превыше всего!)
Но если всё-таки ребёнок умеет брать себя в руки и делать, доделывать, учиться, то он уже не провалится в безысходность или отчаяние – «всё бесполезно, уже так всё запущено, такой дикий объём, мне с ним уже не справиться, нет смысла даже начинать!». Таких проблем не будет, если у ребёнка уже будет осознанный опыт «включения» в уроки. Как же удерживать внимание ребёнка во время выполнения уроков?
1. Придавайте новые смыслы скучным заданиям
Например, ребёнку нужно научиться писать буквы красиво. Варианты: «Ок, а как мы будем писать послание Деду Морозу? Он же ничего не разберёт в твоих каракулях, будет обидно, если ты не получишь то, что просишь на Новый год»… Или: «Давай напишем письмо бабушке? Только надо писать так, чтобы она смогла прочитать, она ведь не очень хорошо видит!». Или: «А вдруг ты окажешься на необитаемом острове? Тогда тебе понадобится написать послание людям и отправить его в бутылке. Давай научимся писать разборчиво!».
2. Стимулируйте внутреннюю мотивацию
Можно спросить у ребёнка и побудить его самого поразмыслить о том, что ему даст тот или иной навык – умение читать, писать, считать, запоминать. Это может стать основой его собственной внутренней мотивацией — сильнейшего и ярчайшего стимула. Увы, он горит ярко, но не очень долго. Нужно будет периодически напоминать ребёнку о пользе того, до чего он уже сам однажды додумался и к чему пришёл сам.
3. Меняйте роли – вместо ученика «учитель»
Все учителя знают: если хочешь лучше знать предмет – проведи урок! Превращаем ребёнка в учителя, сажаем перед ним всех его зайчиков, машинки, мишек, кукол и играем в школу. Вы, кстати, тоже можете подыграть в роли самого непослушного и самого «бездарного» ученика – «Ой, как же трудно писать эти цифры! Никак у меня не получается!». Или специально делайте массу ошибок. Обычно дети очень радуются, видя себя со стороны.
Этот приём снимает напряжение, позволяет в безопасном режиме проговорить и осознать трудность обучения. А это, как вы помните, улучшает самоконтроль и повышает «вменяемость», то есть ребёнок видит препятствие (лень, невнимательность, неспособность заставить себя доделать), с которым ему надо справиться.
Плюс это снижает страх перед возможностью ошибки. Это очень важный момент, потому что дети в школе постоянно находятся в зоне тревоги и некомпетентности – ежедневно они сталкиваются с новым материалом, новыми задачками и новыми требованиями к их интеллектуальным способностям. Способность спокойно переносить неудачи и ошибки – важное качество, позволяющее идти вперёд, а не сваливаться в яму «я — никчёмный неумеха».
4. Научите его самостоятельно делать уроки
Через какое-то время, когда вы видите, что ребёнок освоил навык «делания уроков», постепенно начинаем оставлять его одного. Но нужно сделать так, чтобы ребёнок понимал, что невыполнение домашнего задания и плохая учёба в целом имеют для него негативные эмоциональные последствия. То есть нужно создавать вокруг него поле ожиданий, в котором присутствуют обязательно две темы.
Первая — надо дать ему понять, что вы цените его старания. Вы можете говорить: «Мы рады, когда у тебя все хорошо получается» или «Мы расстраиваемся, когда у тебя плохие результаты». Так ребенок усвоит, что вы уважаете его труд, его усилия над собой, его способность проявлять волю, его растущую и крепнущую самостоятельность. Это же позволяет сформировать такое важное качество характера, как способность достигать целей и уважать самого себя за достигнутый результат.
Ребёнок научится мотивировать себя этим опытом и ощущением радости и подъема, которое будет следовать за каждой самопобедой. Важный нюанс – старайтесь делать свои комментарии для ребенка четкими и конкретными. Не просто «Ты молодец!» или «Отлично!», а «Как я рада, что ты всё сумел доделать!».
Вторая — проговорите, что если что-то не получается, то это не катастрофа! Это позволит ребенку избежать излишней тревоги по поводу наказаний и разочарования в нем и снимет с процесса учебы негативный эмоциональный оттенок. Например, вы можете говорить ему: «Если у тебя что-то не так здорово выходит, знай, мы всегда тебе поможем», «Мы не будем тебя ругать за плохую оценку. Просто давай договоримся, если у тебя что-то не получается или ты что-то не понимаешь в школе, сразу говори и мы вместе разберем трудные места или объясним тебе то, что ты не понял. Мы всегда поможем, главное не запускать предмет, ок?».
Так ребенок получает вектор развития — то есть он не безразличен, его усилия кому-то важны и ценятся. Одновременно с этим родители не злобно контролируют его, а волнуются за него и готовы всегда помочь и оказать поддержку.
5. Делитесь успехами
Можно за семейным ужином или на прогулке обсудить с ребенком то, что теперь он стал более взрослым, тем более что он и сам к этому стремится, ожидая похода в первый класс. А у взрослых людей всегда есть такие дела, которые не хочется делать, но надо! Потому как это приводит к таким-то и таким-то «крутым» результатам. Обязательно подчеркнуть очень важные и позитивные последствия этих дел с пометкой «надо». Хорошо, чтобы все члены семьи рассказали ребенку, какие лично у них есть эти «надо» и почему важно их выполнять, чего от них хорошего.
В конце дня можно делиться друг с другом, как нелегко давались каждому свои «надо», но мы – ура! — с ними справились!
6. Работайте с материалом
Последнее общее правило. Проверяя домашнее задание ребенка, помните, что лучший способ освоить, запомнить или хорошо знать изучаемый материал – это не 100 раз его прочитать, а один раз его рассказать или сделать на базе этого материала какие-то задания.
А какой способ можете предложить Вы? Поделитесь опытом!
Очень важно соблюдать режимные моменты. При соблюдении режима, ребенок с утра настраивается на физическую и умственную активность, легко и спокойно выполняет все необходимые дела и все успевает сделать. В каждой школе уроки начинаются в разное время. Значит, необходимо рассчитать время утреннего подъема так, чтобы у ребенка хватало времени умыться, сделать зарядку, позавтракать и спокойно пойти в школу. А завтрак – дело обязательное. И не стоит потакать ребенку, если он говорит, что совсем не хочет есть. Это значит только, что организм еще не проснулся, и он захочет кушать, когда придет в школу. А чувство голода плохой помощник в обучении. Как может ребенок думать о какой-либо задаче или аккуратно писать, когда все мысли его о том, когда же будет обед. Попробуйте расписать время работы и отдыха, ведь для школьника очень важно чередование труда и отдыха. Ребенку необходимо отдохнуть, погулять на свежем воздухе, поиграть. Очень важно соблюдать режим сна, как для младшего школьника (особенно первоклассника, очень хорошо включить в режим дневной сон) так и для детей постарше. Вечером время отхода ко сну нужно рассчитать так, чтобы ребенок спал не менее 10 часов, а это значит, что укладываться спать надо не позже 9 часов. Иногда нам, взрослым, кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок будет ложиться спать в 10 часов вечера или даже позже. И ребенок с увлечением смотрит весь вечер фильмы- ужастики или играет в компьютерные игры-войнушки. А потом родители недоумевают, почему это ребенок стал хуже учиться, стал невнимательным, у него часто меняется настроение не в лучшую сторону. Причиной многих проблем может быть недостаток сна! Если ребенок спит меньше необходимого времени, у него в первую очередь ухудшается внимание, память, а затем появляются различные заболевания. И это всего лишь из-за недосыпания. Во сне человек отдыхает, а мозг продолжает работать. Только работает он в другом режиме. Когда человек спит, его мозг обрабатывает ту информацию, которая поступила к нему перед засыпанием. Поэтому так важно обратить внимание на то, что делает ребенок перед сном. Лучше всего перед сном хотя бы несколько минут почитать книгу.
Составьте режим дня, напишите его на листке бумаги и старайтесь следовать ему, независимо от настроения, погоды или капризов ребенка. Чтобы режим вошел в привычку и, как любая привычка работал автоматически, необходимо не менее 21 дня.
Это факт, что ребенок полностью зависит от нас, родителей. Чему мы научим, то и будем получать. А чтобы ваши дети были успешными на занятиях в школе, необходимо сначала создать условия для обучения. От режима дня очень сильно зависит и обучение, и здоровье школьника.
Все способы хороши. Но когда ребенок берет на себя роль учителя, взрослого- это особенно его мотивирует. С одной стороны- это награда, доверие, которое нужно оправдать. С другой- включается контроль над речью других детей, но он работает через самоконтроль ребенка- ведь приходится удерживать учебную задачу, анализировать высказывания других и ещё и самому быть успешным в этой ситуации
Спасибо за интересную информацию в статье. Возьмем на заметку.
Мое мнение – не забывайте хвалить ребенка, искренне радуйтесь его успехам.
Очень важно развивать самостоятельность как можно раньше. Ребёнок в 1 классе уже должен чувствовать ответственность за свою учёбу.
Подскажите, что делать, когда ребёнок не справляется с объёмом материала и очень долго делает уроки. А есть ещё кружок и секция. Неужели жертвовать спортом и увлечениями?
Я думаю, спортом жертвовать ни в коем случае нельзя! Спорт наоборот учит организованности, приучает к четкому распорядку, т.к. в спорте важно научиться распределять время. Попробуйте с ребенком заняться планированием. Если для него важны секция и кружок, то он должен научиться все делать четко по расписанию.
Мой способ – мотивация. У сына есть мечта стать лётчиком, и он прекрасно понимает, что для этого надо хорошо учиться, заниматься спортом. Если дело не ладится, он понимает, что за помощью можно обратиться к родителям. Но мы никогда не делаем что-либо вместо него, мы стараемся подтолкнуть к поиску решения его самого. Именно такие задачи преподносит нам жизнь – не готовые решения на блюдечке, а самостоятельный поиск верного пути.
В статье верно написано: новизна притупляется, а ребенок должен понимать для чего он учится. В этом самое сложное – объяснить, почему он ДОЛЖЕН делать уроки и каждый день ходить в школу.