Клуб “Эрудит”

Программа работы клуба:

Свердловская область

Городской округ «Город Лесной»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №76»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб «Эрудит»

      Составитель:

                                      Загвоздкина Алла Геннадьевна,

                                                  учитель-логопед МАОУ «СОШ № 76»

г. Лесной 2017

Аннотация

Авторская рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Эрудит» для 2-4 классов по общеинтеллектуальному направлению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373), на основе  Закона об образовании, Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России, предназначена для организации внеурочной деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.

Цели создания клуба «Эрудит»

– способствовать речевому развитию младших школьников;

– развитие  у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.

Актуальность программы курса обусловлена необходимостью

  • развития связной речи обучающихся, навыков осознанного чтения;
  • знания и умения, необходимые для организации познавательной деятельности, в будущем станут основой для обучения в среднем и старшем звене школы.

Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Задачи:   

  • развитие и обогащение интеллектуальной сферы младших школьников, расширение круга их интересов;
  • развитие умения правильно формулировать вопросы и логично выстраивать ответы, используя дополнительную информацию в справочной литературе;
  • знакомство с различными способами поиска информации;       
  • развитие навыков организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; навыки активного чтения;
  • развитие интереса к исследовательской деятельности;

Формы и режим занятий

  Занятия проходят во внеурочное время, во второй половине дня, 1 раз в месяц, проходят в форме нетрадиционных уроков, конференций, защиты проектов. На занятиях используются фронтальная, групповая, парная, индивидуальная формы работы. Занятие имеет несколько составных частей: фронтально – интерактивную, деятельностно-групповую,  презентативную. 

Познавательные игры способствуют развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей познавательной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочной литературе. Участвуя в познавательных играх, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. У них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде.

Работа клуба проводится в два  этапа:

Первый – подготовительный. Цель его – увлечь детей познавательной деятельностью, игрой, приобщить их к радости открытия новых, неожиданных сведений о, казалось бы, привычных вещах или явлениях.

Второй этап – это, собственно, и есть реализация идеи клуба «Эрудит». Дети уже стремятся не только получить знания, но и поделиться своими открытиями. Они уже жаждут быть услышанными и интересными, понятыми и оцененными по достоинству своими слушателями. Обучающимся уже в большей степени отводится роль в ведении заседаний клуба. Они могут предлагать темы заседаний, продумывать вопросы для хода заседания и выбора информации, распределять роли, назначать ответственных.

Так же, целью работы клуба «Эрудит» является научить детей находить необходимую информацию в научно-популярной и справочной литературе. Поэтому на каждом этапе работы клуба были введены занятия,  цель которых  – научить детей работать  с различными видами энциклопедий.

Познавательная деятельность младших школьников при проведении занятий клуба «Эрудит»» имеет отличительные особенности:

  • имеет интеллектуальную направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
  •  носит групповой характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
  • предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
  • в содержании познавательной деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
  • реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.

Обучающиеся должны научиться:

  • выделять объект изучения;
    • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
    • вести наблюдения окружающего мира;
    • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
    • работать в группе.

Планируемые результаты развития универсальных учебных действий в ходе проведения заседаний клуба «Эрудит» во 2-4-х классе:

Познавательные УУД:

  • построение логической цепи рассуждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;
  • умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме
  • смысловое чтение, извлечение информации;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;
  • понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

  • умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;
  • различение способа и результата действий;
  • умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов;
  • взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Личностные УУД

  • Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);
  • Самооценка (широта диапазона оценок; обобщенность категорий оценок; представленность в Я-концепции социальной роли ученика; рефлексивность как адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием);
  • Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Учебно-тематический план занятий во 2-4 классе

Примерное тематика заседаний клуба «Эрудит»

2 класс

  •  «Как человек научился считать и писать»
    • «Про тетрадь и карту, карандаш и парту… или о том, что нас окружает в школе» – игра-путешествие в историю школьных предметов
    •  «В гостях у жителей подводного царства»
    • «Таинственный мир динозавров»
    • «Защитники Отечества: от богатырей до современных воинов»
    •  «Путешествие по стране «Мульти –Пультии»
    •  «Откуда берутся Деды Морозы, или как в разных странах встречают Новый год»
    • «Про дрессированных животных и людей, которые их дрессируют»
    • «В стране сказок и приключений» – литературная игра

3 класс

  • «Кто ответит: «Почему?» – игра-знакомство с энциклопедиями «Что такое? Кто  такой?» (универсальными энциклопедиями)
    •  «Эти удивительные животные»
    • «В мире загадочных растений»
    • «Как человек стал изобретателем?»
    • Новогоднее «Поле-чудес»- игра с элементами театрализации.
    • Литературная игра по сказкам зарубежных писателей 20 века.
    •  «С днём рождения, Смех!»
    •  «В солнечном царстве, космическом государстве» – игра-путешествие по космосу.
    • Литературная игра по сказкам А.С.Пушкина.

4 класс

  • «Конкурс веселых и начитанных».
    • Пресс-конференция заочных путешественников «Что ни край, то обычай».)(2 занятия)
    • «Шляпная» дискуссия «История обыкновенных вещей»                
    •  «Чудеса и тайны планеты».
    •  «НЛО – миф или реальность?
    •  «Там чудеса, там леший бродит…» – верования древних славян.
    • Семинар знатоков.

Тема заседания клуба может быть изменена по желанию детей.

Список источников информации

  1. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение: Владос, 1994.
  2. Костромина С.Н.  Как преодолеть трудности в обучении детей чтению, математике, русскому языку. – АСТ, Хранитель, Прайм-Еврознак, Харвест, 2008
  3. Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 2001
  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: «Учебная литература», 2006 г..
  5. Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия, 2005.
  6. Савенков А.И. Ваш ребёнок талантлив: Детская одарённость и домашнее обучение. – Ярославль: Академия развития, 2002 г.
  7. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие логического мышления для детей 7-8 лет. – Ярославль: Академия Развития, 2006 г.
  8. Савенков А. И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления для детей 5-6 лет – Ярославль: Академия Развития, 2006 г.
  9. Савенков А. И. Развитие творческого мышления. Рабочая тетрадь. Для детей 8-9 лет – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
  10. Савенков А.И. Маленький исследователь: Развитие познавательных способностей. Для детей 5-7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2007 г.
  11. Савенков А.И. Маленький исследователь. Развитие творческого мышления. Для детей 6-7 лет – Ярославль: Академия Развития, Академия Холдинг, 2004 г.
  12. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  13. Шумакова Н.Б. Возраст вопросов. – М.: «Знание», 1990.
  14. Рабочая концепция одаренности. – М: ИЧП Изд-во Магистр, 1998.
  15. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем//под ред. Г.Т. Сажиной – М.: «Эйдос», 1994